Новое царство. XVIII династия Амарнское и Послеамарнское время

На протяжении XVIII династии цари все больше превращались в военных правителей и утрачивали черты правителя священного. Свою божественность им приходилось подтверждать, усиливая культы богов (прежде всего Амона), но на деле это вело к усилению храмового идеологического центра в ущерб традиционному царскому. Начался поиск бога-покровителя, не связанного с мифологическими картинами мира и культами. Им стал бог солнечного диска Атон.

Малый храм Атона в Ахетатоне Современная реконструкция. Эхнатона часто называют первым монотеистом в истории, и это отчасти справедливо. Он действительно создал картину мира, в которой все боги, кроме Атона, были ненужными, и последовательно разрабатывал и насаждал ее. С другой стороны, его религия не выходила за пределы Ахетатона, и в других городах можно было поклоняться старым богам, хотя их культы и были принижены. Можно сказать, что Эхнатон создал что-то вроде монотеизма для себя самого и своего окружения и очень мало интересовался тем, что происходило вокруг.

Поэтому если смотреть из Ахетатона, которым для царя и ограничивался мир, - монотеизм существовал, если же смотреть на происходившее там извне - имел место всего лишь еще один культ, хотя и претендовавший на исключительность. После смерти Эхнатона и его последователей Ахетатон был заброшен и разграблен, но именно это сохранило его для современной науки, хотя и в очень сильно разрушенном виде, но без перестроек и поздних наслоений, - случай редчайший. Именно из развалин Ахетатона происходят знаменитейшие памятники амарнского искусства

Его появление ситуацию не изменило, однако в середине XIV в. до н. э. произошло событие, повернувшее ход истории Египта. Аменхотеп IV создал в Карнаке, рядом с храмом Амона, храм для новоучрежденного культа Атона и стал отдавать ему предпочтение перед другими богами. Это, видимо, вызвало недовольство их жречества, и царь, сменивший свое имя на Эхнатон («проявление Атона»), перенес столицу в новый город Ахетатон (ныне эль-Амарна: правление Эхнатона называют амарнским периодом).

Старые боги лишились материального обеспечения культов, и даже имена их стали стирать с памятников. Таким образом, Эхнатон свел картину мира к взаимоотношениям двух фигур: отца-Солнца и сына-царя; одновременно Солнце было небесным царем, а царь - земным Солнцем. Атон почитался как солнечный диск, видимый на небе, а изображался в виде диска с лучами, заканчивающимися руками, в которых он протягивал царю иероглиф анх - «жизнь».

Так как поддержание мирового порядка стало внутрисемейным делом царя, в культе Атона участвовали жена Эхнатона Нефертити и их дочери. Правление Эхнатона было ознаменовано многочисленными новациями и разрывом с традицией в художественной области. Произошло радикальное изменение в архитектуре храмов: в Ахетатоне они превратились в системы открытых дворов, где совершались жертвоприношения и непосредственное общение царя с Атоном. Также стала иной тематика изображений: центральной фигурой становится Эхнатон, и важнейшие сюжеты связаны с его участием в культе Атона.

В скульптуре и плоских изображениях был выработан новый, несколько гротескный стиль (например, колоссы Эхнатона из Карнака), но к концу царствования смягчившийся и давший ряд шедевров (скульптурные портреты самого Эхнатона, его жены Нефертити и их дочерей).

После смерти Эхнатона последовало короткое правление его зятя Сменхкара, а при другом зяте, юном Тутанхамоне, начался возврат к традиционной религии. Одним из проявлений этого стало появление в нецарских гробницах изображений богов, которых раньше там не было. Видимо, это было реакцией на недавнее преследование богов: как только были восстановлены старые культы, потребовалось искупить вину перед богами, постоянно подчеркивая свое благочестие.

Очень скоро изображения богов и молитв перед ними вытеснили бытовые сцены, и оформление гробницы радикально изменилось. Стела царского писца и опахалоносца Ипи принадлежит к числу ранних памятников с новым содержанием. Ипи изображен молящимся богу-бальза- мировщику Анубису, сидящему перед жертвенником. Стела выполнена в стиле, характерном для гробниц Саккары времени Тутанхамона. Его отличает мягкость рельефа, тонкость проработки деталей и некоторая манерность, унаследованные от искусства последних лет Эхнатона.

Реставрация была завершена Харемхебом, при Тутанхамоне служившим главнокомандующим армией и чиновником высоких рангов. До воцарения им была сооружена огромная гробница в Саккаре, откуда происходит верхняя часть стелы, хранящейся в Эрмитаже. Харемхеб изображен молящимся Атуму, Осирису и Птаху-Сокару; между ним и богами расположен текст молитвы, обращенной к Атуму-Харахти. Стела, примерно одновременная со стелой Ипи, выполнена в том же послеэхнатоновском мягком стиле, хотя здесь использован врезанный рельеф.

 





Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 330;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.011 сек.