Македонский (Птолемеевский) период
В ноябре 332 г. до н. э. Александр вступил в Египет и короновался в Мемфисе как египетский царь. На крайнем западе Нильской дельты, на берегу Средиземного моря, он основал Александрию - город, который должен был стать связующим звеном между Египтом и греческим миром. Он сам в общих чертах наметил план города и определил место для храма Исиды, а детальное планирование и строительство были поручены крупнейшим греческим архитекторам и инженерам.
Александрия была задумана как торговый центр, причем не чисто греческий, - хотя право гражданства могли иметь только греки, селиться в нем могли также египтяне и представители других народов. Здесь же Александр, уже владыка мира, был и похоронен. После его смерти в 323 г. до н. э. и раздела империи между его полководцами Египет достался Птолемею (305-285 гг. до н. э.).
Право Александра на египетский престол было подтверждено в 331 г. до н. э. оракулом Амона в оазисе Сива. Путь через пустыню до Сивы был труден и опасен (в рассказах о нем сообщается о чудесах, спасших путешественников от неминуемой гибели), но, согласно греческой традиции, его проделали Геракл и Персей, которых Александр числил среди своих предков и считал себя обязанным померяться силами с древними героями. Наконец, Александру и его спутникам открылась Сива - яркое пятно зелени с возвышающейся над ним скалой, на которой находились храм Амона и дворец правителя оазиса. Храм сохранился до наших дней, и можно войти в его святилище, ступая по тем самым камням, на которых стоял Александр, общаясь с богом, - другого такого места в мире нет. Амон признал Александра своим сыном (архитектура храма дает основание предполагать, что за Амона говорил жрец, скрывавшийся в соседнем помещении) и обещал ему власть над миром
Три следующих века были временем включения Египта в торговые связи в масштабах всей ойкумены, и Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром эллинистического мира, где синтез египетских и греческих элементов вел к созданию новых форм материальной и духовной культуры. Первоначально Египет завладел значительной частью Восточного Средиземноморья, но к началу II в. до н. э. утратил большинство своих территориальных приобретений.
Династическая борьба и народные волнения, вызванные тяжелыми налогами и государственными монополиями, усугубляли внутреннее положение и ослабляли страну. ВI в. до н. э. значительно усилилось вмешательство Рима в дела Египта, ряд царей был обязан ему своей властью, и закончилось это завоеванием Египта Октавианом в 30 г. до н. э. Египет стал провинцией Римской империи и окончательно утратил независимость. На большей части территории Египта от имени Птолемеев шло традиционное храмовое строительство; храмы, дошедшие до нас наиболее полно, такие как храм Хора в Эдфу и Хатхор в Дендере, относятся к этому времени. В Александрии же, жившей по-гречески, появились знаменитая Библиотека и Мусейон, где работали крупнейшие ученые своего времени - математики Архимед, Евклид и Эратосфен, астроном Клавдий Птолемей, философы Филон и Плотин.
Один из наиболее интересных памятников птолемеевского времени в Эрмитаже - фрагмент базальтовых водяных часов - клепсидры. Такие клепсидры, представлявшие собой каменные сосуды в виде усеченного конуса, с отметками уровня воды для каждого часа на внутренней стенке, египтяне использовали для определения времени ночных храмовых служб. Вода вытекала из сосуда через отверстие, расположенное в нижней части, возле изображения павиана - священного животного Тота, бога письма и счета, в том числе счета времени. На наружной поверхности находились также изображения двенадцати божеств месяцев.
Фрагмент клепсидры Александра 332-323 гг. до н. э. Базальт. Государственный Эрмитаж. Александру Великому не удалось создать династию правителей Египта, но все-таки его сводный брат Филипп III Арридей и сын Александр IV были номинальными правителями, стоявшими во главе империи и, соответственно, Египта (324-318 и 323-309 гг. до н. э.), хотя первый был слабоумен, а второй стал царем сразу же после рождения
На эрмитажном фрагменте клепсидры сохранился вертикальный столбец надписи с именем Чемаа (Нектанеба I, первого царя XXX династии, 380-362 гг. до н. э.), справа находится изображение царя, совершающего воскурение перед богом последнего месяца года. Перед лицом царя - два картуша, в которых должны были заключаться его имена, однако они пусты. В строке под изображениями, в картуше, - имя Александр, вероятнее всего, Александр Македонский. Присутствие на клепсидре имен двух царей делает ее памятником весьма интересным. Вероятно, имя Нектанеба I было помещено на памятник Александра потому, что он был основателем последней туземной династии, и между воцарением его и Александра могла усматриваться параллель, вполне очевидная для египтян: изгнав персов, Македонец стал законным царем Египта и должен был начать новую династию. Ненадписанные же фигуры жертвующих царей могли изображать последовательность правителей Египта от начала мира, в которую теперь включался и Александр.
Отливка лица Птолемея II 285-246 гг. до н. э. Гипс. Государственный Эрмитаж. Птолемей II был одним из наиболее значительных правителей династии. Среди важнейших достижений его царствования - основание Александрийской библиотеки, со временем ставшей центром эллинистической книжности. Птолемей II начал следовать египетским традициям, установив культы своих родителей и женившись на своей сестре Арсиное II
Для создания многочисленных статуй правящего царя требовалось обучить скульпторов передавать характерные черты лица. Для этого могли использоваться гипсовые отливки с моделей, признанных образцовыми. Эрмитажный памятник представляет собой отливку лица и шеи мужчины; сохранившаяся слева часть головного плата свидетельствует о том, что изображен царь, а многочисленные стилистические черты позволяют отнести его к династии македонских правителей Египта. Чрезвычайно характерны полные, слегка улыбающиеся губы, являющиеся, если судить по надписанным статуям, отличительной чертой Птолемея II.
Камея Гонзага 283-246 гг. до н. э. Сардоникс. Государственный Эрмитаж. Камея, являющаяся одним из шедевров Эрмитажа и одним из лучших образцов античного камнерезного искусства, названа камеей Гонзага по имени первых известных владельцев, герцогов Мантуи (середина XVI в.). После этого она побывала во многих городах и коллекциях, пока в 1814 г. не была подарена Жозефиной Богарне, супругой Наполеона I Бонапарта, императору Александру I
Птолемей II был женат на своей сестре Арсиное II. Такой близкородственный брак должен был шокировать македонцев и эллинов, но он лежал в русле древнеегипетской традиции, согласно которой цари, как правило, женились на своих сестрах. Эрмитажная камея Гонзага, изображающая царственную пару во время бракосочетания (на голове Арсинои свадебный плат и лавровый венок), видимо, служила пропаганде этого идеологического нововведения, которое должно было стать одним из способов превращения завоевателей в законных правителей Египта. Следующие цари македонской династии приняли его всецело.
Арсиноя II - одна из самых выдающихся и жестоких женщин македонской династии. Дочь Птолемея I, она в шестнадцать лет была выдана за царя Фракии Лисимаха, окружившего ее всяческим почетом; она же, ради утверждения на престоле своего сына, обвинила сына Лисимаха от первого брака в заговоре, и тот был казнен. Результатом этой интриги стала война Фракии с Се- левкидским царством и гибель Лисимаха. После этого сводный брат Арсинои Птолемей Керавн склонил ее к браку, и вскоре после свадьбы на ее глазах убил двух ее сыновей. Арсиноя бежала в Египет, где быстро устранила жену своего брата Птолемея II, вышла за него замуж и стала его соправительницей. Здесь она в полной мере проявила свою энергию, занимаясь как управлением страной, так и военными делами. Она была обожествлена при жизни, а ее посмертный культ оказался самым продолжительным в истории династии. В глазах потомков она была образцовой царицей и предметом для подражания.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 321;