Новое царство. ХІХ-ХХ династии
Солнце-поклонническая революция Эхнатона радикально изменила лицо египетской культуры и разделила ее на две качественно разные половины. Период после Эхнатона завершился приходом к власти царей из военных, положившим начало XIX династии (начало XIII - конец XII в. до н. э.). Происходило возвращение практически потерянных при Эхнатоне переднеазиатских владений, что привело при Рамсесе II (вторая - четвертая четверти XIII в. до н. э.) к столкновению с хеттской империей.
Часть колосса Рамсеса II в Рамессеуме. В Рамессеуме находится обломок самой большой, отдельно стоящей статуи, когда-либо сделанной в Египте. Ее высота должна была превышать 20 м, а вес 1000 т. Поверженный колосс вызвал к жизни посвященное бренности славы стихотворение П.-Б. Шелли «Озиман- дия» (по грецизированной форме тронного имени Рамсеса II Усермаатра)
Равенство сил не позволяло ни одной стороне взять верх в долгой борьбе, и опасность со стороны Ассирии заставила хеттов пойти на подписание мирного договора с Египтом, который впоследствии неукоснительно соблюдался. При сыне Рамсеса II Мернептахе (последнее десятилетие XIII в. до н. э.) и затем при царе XX династии Рамсесе III (первая половина XII в. до н. э.) были успешно отражены наступления «народов моря» (мигрировавших средиземноморских народов, уничтоживших микенскую культуру и хеттское государство) и ливийцев. При последующих царях XX династии происходил постепенный упадок Египта, завершившийся при Рамсесе XI гражданской войной и распадом страны на две части.
При XIX династии и особенно в царствование Рамсеса II храмовое строительство достигло никогда более не превзойденных масштабов. Были значительно расширены Карнакский и Луксорский храмы (включая знаменитый гипостильный зал в Карнаке), воздвигнуты многочисленные заупокойные храмы перед Долиной царей, среди которых выделяются Рамессеум Рамсеса II и храм Рамсеса III в Мединет Абу; знамениты два скальных храма Рамсеса II в Абу Симбеле. Рельефы храма Сети I в Абидосе принадлежат к числу лучших по качеству за всю историю Египта, но в дальнейшем массовое производство рельефов привело к снижению качества работы и огрублению форм, характерному для рамессидского времени. Царские скальные гробницы в Долине царей заметно увеличились по сравнению с XVIII династией, и длина крупнейших из них (Сети I, Мернептаха, Рамсеса III, Рамсесов V и VI) превышает 100 м. Рамсесом II была построена новая столица в Дельте Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»).
Эрмитажная скульптурная группа, изображающая градоначальника Фр Аменемхеба с женой (слева) и матерью (справа), является примечательны памятником, иллюстрирующим серьезный перелом в развитии египетского искусства, произошедший на рубеже XVIII и XIX династий. Мягкая модулировка тел и придающая статуям большую декоративность тщательно проработка плиссированных одежд и тяжелых париков, заплетенные в косички, - черты относительно ранние. С другой стороны, округлы плосковатые лица самого Аменемхеба и женщин характерны уже для более позднего, раннерамессидского времени. Стоит обратить внимание і довольно редкую деталь - мягкую подушечку, лежащую на сиденье и продавливающуюся под тяжестью тел. Задняя сторона скульптурной групп оформлена в виде плоской поверхности, на которой записана выдержки из Книги мертвых. Так как статуя должна была стоять вплотную к стен надпись оставалась невидимой, но она предназначалась не для людей а должна была действовать в мире богов.
Фрагмент статуи царя XII-XI вв. до н. э. Песчаник. Государственный Эрмитаж. Верхняя часть царской статуи в натуральную величину выполнена в песчанике - довольно сложном для обработки камне, что вызывает известную обобщенность проработки черт лица. Тем не менее, его тяжелый овал вполне типичен для рамессидской скульптуры. Песчаник - как материал для изготовления рельефов и статуй - сменил известняк в Новом царстве по чисто практической причине: он преобладал в районе Фив, где в это время велось наиболее активное строительство. В отличие от мягкого известняка, позволяющего прорабатывать мельчайшие детали, песчаник тверд и зернист, что породило совершенно иную стилистику изображений
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 285;