Третий переходной период. Ливийские династии
Распад страны на две части положил конец Новому царству. Цари XXI династии (1070-946 гг. до н. э.) правили из Таниса, нового города в восточной Дельте, но власть их распространялась только до середины Верхнего Египта. На юге образовалось теократическое государство, во главе которого теоретически стоял фиванский бог Амон, а фактически правили его верховные жрецы, державшие в своих руках духовную, гражданскую и военную власть. ХХП-ХХШ нижнеегипетские династии с центром в Бубастисе (946-712 гг. до н. э.) образуют ливийские правители, потомки наемников, с конца Нового царства селившихся в Дельте.
С этого момента до конца фараоновской истории Египет будет находиться под властью иноземцев. Впрочем, ливийцам не удалость сохранить единство Нижнего Египта, и на протяжении большей части ХХП-ХХШ династий он состоял из мелких владений, управляемых военными предводителями, соперничавшими друг с другом. Неразграбленные гробницы нескольких ливийских царей находятся в Танисе, на территории городского храма, что означает возникновение качественно нового принципа их размещения. Хотя они и не были так богаты, как гробница Тутанхамона, в них был найден ряд уникальных вещей, таких как серебряный саркофаг Шешонка II.
В ливийское время строительство новых гробниц частных лиц практически прекратилось, и для погребений стали использовать старые гробницы, куда складывали множество мумий (отчасти это может быть связано с обеднением страны, но, возможно, сыграло роль и неегипетское мировоззрение ее правителей). Вследствие этого возросла роль саркофага, который теперь должен был заменять всю гробницу, и поэтому оформление саркофагов ливийского времени отличается особой сложностью. Хранящаяся в Эрмитаже мумия жреца Падиисета была похоронена в трех саркофагах, помещенных один в другой. Наибольшим разнообразием отличаются росписи внешнего саркофага. На крышке поясами расположены изображения богов и тексты молитв; внутри саркофага, на днище, находится фигура солнечного божества; в изголовье и изножье - солнечные диски, а на боковых стенках показаны Исида и Нефтида.
Статуэтка кушитского царя XXV династия. Вторая половина VII в. до н. э. Бронза. Государственный Эрмитаж. Помимо специфических черт лица статуэтка имеет ряд характеристик, присущих кушитской скульптуре. Так, вместо короны или головного плата царь носит диадему, надетую прямо на курчавые волосы, завитки которых переданы кружками. На шее висит амулет в виде головы барана - священного животного Амона. Амон в это время был верховным божеством как египтян, так и кушитов, но такое выражение благочестия характерно для изображений именно кушитских правителей. Однако какой именно царь изображен - сказать трудно: атрибуция статуэтки сильно осложняется тем, что она выполнена в бронзе. Специфика литья по лепной восковой модели породила стилистику, качественно отличную от использовавшейся в резной каменной скульптуре, и поэтому то, что мы неплохо знаем черты кушитских царей по их надписанным каменным статуям, не помогает атрибуции статуй металлических
Царствование кушитов стало временем нового расцвета Фив. Именно в это время сооружается ряд огромных частных гробниц, в том числе и самая большая за всю предыдущую и последующую историю Египта, принадлежащая Падиименипету. Как ни странно, владельцы этих гробниц были далеко не самыми знатными людьми - так Падиименипет был всего лишь старшим жрецом-чтецом.
Кушитские цари возродили традицию строительства пирамид - правда, сооружали их уже не в Египте, а на родине, в эль-Курру и Нури. Эти небольшие пирамиды отличаются от египетских заметно большим углом наклона граней. После ухода кушитов из Египта, их правители суданских государств Напата и Мероэ продолжали строить пирамиды примерно до 350 г. н. э.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 263;