Среднее царство. Египет

Фиванским правителям удалось восстановить единство страны; началось Среднее царство (XXI-XVII вв. до н. э., середина XI-XIII династии). Это второй большой период процветания Египта, во многом продолжавший традиции Старого царства, но во многом уже очень от них далекий. Утверждение порядка после периода смут рассматривалось как событие, идентичное созданию мира после изначального хаоса, что делало царей-объединителей равными богу-творцу.

Но все-таки они не принадлежали к древнейшему царскому роду, восходившему, как считалось, к началу мира, и в этом отношении они постоянно ощущали некоторую свою неполноценность. С другой стороны, на протяжении большей части Среднего царства разливы Нила были невысоки, что порождало экономические сложности, а местная знать не стремилась безоговорочно расставаться с независимостью от царской власти, что означало проблемы политические. Знаменательно то, что в начале XII династии столица была перенесена в Иттауи («Удерживающая Обе Земли») в Файюмском оазисе, представлявшую собой крепость, чего не бывало никогда ранее. Относительная слабость царей отражается и в небольших размерах их пирамид.

Начальные строки «Сказки о потерпевшем кораблекрушение» XX в. до н. э. (текст); XVIII в. до н. э. (запись) Папирус Государственный Эрмитаж. В собрании Эрмитажа находится несколько знаменитых папирусов с классическими произведениями литературы Среднего царства. Среди них так называемая «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» - первый в истории человечества немифологический текст с заведомо фантастическим сюжетом (не экспонируется)

Вместе с тем, Среднее царство было временем взлета египетской культуры. Язык этой эпохи позднее считался классическим, равно как и написанная на нем литература, - произведения переписывались на протяжении столетий (они и известны в основном в копиях Нового царства). Храмы богов были все еще невелики, но Аменемхет III построил в Хаваре огромный припирамидный храмовый комплекс (греки называли его Лабиринтом), где, видимо, были соединены культы царя и многих богов; согласно Геродоту, по масштабам он не уступал великим пирамидам (до нас от него дошло лишь несколько камней и, вероятно, некоторое количество статуй).

Рельефы из храмов царей и богов отличаются изяществом и тонкостью работы. Многочисленны и богаты провинциальные скальные гробницы, оформленные уже не рельефами, а росписями, что дало толчок развитию живописной техники со свободным мазком и обогатившейся цветовой гаммой. Царский портрет этого времени отличается подчеркнутой психологичностью и представляет собой одно из интереснейших явлений в истории египетского искусства.

Кирпичная пирамида Аменемхета III в Дахшуре. Строительство пирамид продолжалось до конца Среднего царства, но они были небольшими, а некоторые из них сооружались уже не из камня, а из кирпича.

Несмотря на уменьшение размеров пирамид Среднего царства, их внутренняя планировка чрезвычайно усложняется, а погребальные камеры некоторых из них высекаются из единого каменного блока. В одной из последних пирамид XIII династии на юге Саккары вес такого кварцитового блока составил 150 тонн

Эрмитажная статуя Аменемхета III, правление которого явилось вершине Среднего царства, - один из лучших портретов этой эпохи. На смену спокойным, бесстрастным лицам правителей Старого царства пришел жестки: нервный тип лица с ярко выраженной психологической характеристикой, т соответствовало новым, неспокойным, временам. Возможно, именно в эта статуях наиболее явно раскрывается дуализм природы царя - сочетали божеских и человеческих черт, проявляющихся в идеальном теле и очей человеческом лице.

На передней поверхности сидения сохранились титулатура Аменемхета III и упоминания богини-коршуницы (вероятно, Нехбет). Это позволяет связывать памятник с одним из мест Верхнего Египта, где существовал культ Нехбет (скорее всего, с карнакским или коптосским храмом), однако, судя по стилю, статуя должна быть нижнеегипетской. Впрочем изготовление памятника не в месте культа не должно нас удивлять, так ка именно царствование Аменемхета III было временем больших строительных проектов, охватывавших всю территорию страны.

Статуя фараона Аменемхета III XIX в. до н. э. Гранит. Государственный Эрмитаж. Статуя фараона Аменемхета III в Эрмитаже занимает особое место в истории египтологии. Ее публикацией в 1893 г. основоположником русской и египетской египтологии В. С. Голенищевым было положено начало изучению стилистики и иконографии царской скульптуры Среднего царства

В Первом переходном периоде стелы стали основным видом памятников, которые могли сооружать большинство жителей обедневшей страны и которые сохранили свое значение на протяжении всей дальнейшей истории Египта. Стела Среднего царства обычно несет на себе важнейшие изображения и надписи из тех, что помещались на стенах гробницы: трапезу хозяина и его титулы, иногда фигуры родственников и близких и жертвенную формулу, которая должна была обеспечивать сытость в мире ином.

Стела Ниптахсекера Пепи Абидос. XVII в. до н. э. Известняк; роспись. Государственный Эрмитаж. Известна еще одна стела Ниптахсекера Пепи, принадлежавшая к тому же кенотафу (хранится в Лейдене, Нидерланды). Осирис был важнейшим египетским богом мертвых, однако первые упоминания о нем относятся только к середине Старого царства. В период Среднего царства Абидос, где, как считалось, находилась гробница Осириса (за нее принимали гробницу одного из царей I династии), стал всеегипетским центром его культа

Наряду со стелами для гробниц появились и стелы-кенотафы, не связанные с погребениями. Этому явлению способствовало усиление культа Осириса в Абидосе: каждому хотелось быть похороненным возле важнейшего храма этого бога, вечно участвовать в совершавшихся для него мистериях и получать блага непосредственно от него, однако, разумеется, это было невозможно. Поэтому жители других городов могли ставить в Абидосе свои кенотафы, выглядевшие как небольшая часовенка с тремя стелами, вмурованными в его стены; четвертая стела располагалась где-то снаружи.

Эрмитажная стела Ниптахсекера Пепи, который, видимо, был начальником музыкантов, происходит как раз из такого абидосского кенотафа. Хозяин представлен сидящим за столом, перед ним - его жена, нюхающая лотос. Больше половины поверхности стелы занято жертвенной формулой - если на памятниках Старого царства надписи обычно были короткими, то со временем они приобретали все большее значение

 





Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 348;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.01 сек.