О певческом дыхании. Как правильно дышать во время пения

Вопрос о певческом дыхании в последние годы получил, наконец, в литературе о постановке голоса более или менее правильное, в общем не расходящееся с научными данными, толкование.

Научные сведения о роли вдыхателей и выдьхателей в значительной степени избавили педагогов и учащихся пению от многих вредных предрассудков и губительных практических приемов.

Интересующиеся историей взглядов разных вокальных школ на этот предмет могут найти весьма обстоятельную литературную сводку в вышеупомянутой книге проф. Заседателева. Там же дано анатомо-физиологическое описание дыхательного аппарата.

Значение и роль дыхания в пении аналогичны роли смычка при игре на скрипке и совершенно идентичны с ролью меха в органе и фисгармонии. Для того, чтобы скрипичный звук был чист, устойчив и ровен, необходимы два условия, а именно: во-первых, волосяная тетива смычка должна быть в достаточной степени натянута, а во-вторых, правая рука скрипача должна двигаться с величайшей плавностью и равномерностью давления смычком на струны.

Подобно этому, назначение меха органа или фисгармонии заключается в том, чтобы поддерживать достаточное и равномерное давление воздуха в трубах под их язычками, что достигается равномерным давлением ноги на педаль при отсутствии утечки воздуха в самом мехе.

Весь дыхательный аппарат певца, то есть грудная клетка с заключенными в ней легкими, и брюшные стенки с их сложной мускулатурой и лежащими в них брюшными внутренностями должны быть использованы таким образом, чтобы сперва обеспечить достаточный запас рабочего воздуха, а затем под определенным и равномерным (без толчков) давлением пропустить его через сближенные и напряженные в той или иной мере голосовые связки (голосовые струны).

В зависимости от такого задания мы будем рассматривать человеческий голосовой аппарат в целом как механизм определенного назначения и обратим особое внимание на то, что в обоих вышеприведенных примерах главнейшим условием является устойчивость и равномерность давления (смычка — в скрипке и воздушного столба—в органной трубе).

Что получилось, если бы, например, натяжение смычка во время игры на скрипке время от времени ослабевало? Всякому понятно, что в моменты ослабления натяжения волосяной тетивы звук терял бы чистоту и ясность и даже совсем прекращался.

То же случилось бы и со звуком фисгармонии, если бы по временам происходила утечка воздуха в мехе и давление в трубах вследствие этого падало.

Исходя из этих соображений, рекомендуется стремиться к усвоению того типа дыхания, которым обеспечивается прежде всего и главным образом умеренное и равномерное воздушное давление под голосовыми связками.

Из всех существующих типов дыхания, то есть ключичного, грудного, косто-абдоминального и абдоминального, только последний, в возможно чистом его виде, я считаю пригодным для достижения требуемой умеренности и равномерности, воздушного давления под голосовыми связками.

При этом типе дыхания, который носит также название диафрагматического, грудная клетка, как известно, остается неподвижной, тогда как вдыхание производится посредством опускающейся (при сокращении) диафрагмы, а выдыхание — брюшным прессом.

В целях наглядности при объяснении ученикам этого типа дыхания можно прибегнуть к сравнению туловища человека (в его дыхательной функции) с трубкой насоса или шприца, назначение которого — через одно и то же отверстие набирать и изгонять обратно жидкость или воздух. Что такое сравнение можно сделать без всякой натяжки, не искажая к не преувеличивая действительность, видно из рис. 6, схематически изображающего разрез человеческого туловища и рядом — шприца.

Последний набирает воздух движением поршня вниз, а изгоняет его обратным движением поршня вверх.

Грудная и брюшная полость человека представляет собою, так же как и шприц (насос), трубку, разделенную на две половины — верхнюю и нижнюю — так называемой грудобрюшной преградой, или диафрагмой, над которой находится грудная полость с заключенными в ней легкими и сердцем и под которой лежит брюшная полость, содержащая желудок, печень, селезенку, кишечник и внутренние мочеполовые органы.

Читателю должно быть известно, что воздух может вдыхаться легкими не только за счет расширения грудной клетки вследствие движения ребер, но и за счет ее углубления из-за опускания диафрагмы. Опускаясь при своем сокращении, диафрагма оттесняет вниз лежащие под ней брюшные органы, причем емкость грудной полости увеличивается в глубину, чем и втягивается в грудную полость (в легкие) известный объем воздуха. Таким образом, момент опускания (сокращения) диафрагмы вполне и в точности соответствует моменту опускания поршня насоса.

После этого стенки брюшной полости, состоящие из сложной системы прямых, косых и поперечных мышц, составляющих так называемый брюшной пресс, комбинированными сокращениями, о которых подробно будет сказано ниже, подымают обратно вверх всю опустившуюся при вдыхании массу брюшных органов. Они своим давлением приводят постепенно уступающую диафрагму в ее исходное высокое положение и, давя через нее на легкие, вытесняют из них ту часть воздуха, которую они набрали за счет опускания диафрагмы. Воздух устремляется наружу через дыхательное горло и гортань. Этот момент выдыхания вполне и в точности соответствует движению поршня шприца вверх.

Рассмотрев основные элементы тождества работы дыхательного аппарата с работой насоса, постараемся уяснить себе те условия, при которых это тождество может быть сохранено при более детальном изучении вопроса.

 





Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 262;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.008 сек.