Краткая история Японии. Четвертая часть
В конце XIV века бакуфу предприняло ряд мер против японских пиратов (вако), совершавших набеги на прибрежные территории Китая и Кореи. Это способствовало восстановлению в 1401 г. дипломатических и торговых отношений с Китаем, прерванных еще в X веке. Торговля с Китаем была очень выгодна. Япония импортировала широкий ассортимент китайских товаров. Немалое значение играл и экспорт. Так, в 1483 г. в Китай было отправлено 37 000 японских мечей.
В XIV веке военные губернаторы (сюго) захватили функции гражданских губернаторов и стали полновластными хозяевами в подвластных им провинциях. В ответ сёгуны Асикага пытались укрепить позиции центральной власти. К началу XV века им удалось достичь в этом направлении значительных успехов, ослабив позиции наиболее сильных феодалов, занимавших посты военных губернаторов. Однако к середине XV века междоусобные войны феодалов вновь набирают силу, а власть сёгуната падает. Дело дошло до того, что сёгун Асикага Ёсинори был убит одним из феодалов в 1441 г.
В 1467 г. началась так называемая война годов Онин, продлившаяся десять лет. В результате военных действий столица Японии, Киото, была полностью разрушена. Дворцы и храмы лежали в руинах, а власть сёгуна утратила всякую силу. С этого времени и на протяжении последующих полутора столетий страна была вовлечена в серию непрекращавшихся военных конфликтов - период в истории Японии, известный как Сэнгоку Дзидай («Эпоха враждующих провинций»).
В XV и особенно в XVI веке начинается широкое движение религиозных фанатиков. Это были недовольные крестьяне, которых различные буддийские школы активно привлекали для участия в междоусобных феодальных конфликтах. Наибольшую силу имели «Восстания Икко» (Икко-икки) - выступления сторонников школы Икко («Учения об одном»). Последователи этой школы считали, что для спасения души достаточно лишь многократно повторять «Наму Амида буцу!» («Благословен Амида будда!») и не требовали отречения от мирских благ. Простота учения сделала эту школу очень популярной среди крестьянства.
Школа Икко пользовалась особенно сильным влиянием в провинциях Kara (совр. преф. Исикава) и Микава (совр. преф. Аити). Выступления Икко-икки начались в 1488 г. и продолжались около 100 лет. В них участвовало около 200 000 крестьян. Самым сильным было восстание 1532 г., когда повстанцы осадили г. Сакаи, сожгли храм Кофукудзи, принадлежавший знатной семье Фудзивара, разграбили храм Касуга и даже намеревались идти на Киото, хотя поход на столицу так и не осуществился.
Укрепленные монастыри Икко-икки в Нагасима и Исияма Хонгандзи превосходили своей мощью многие из самурайских замков. Икко-икки, укрепившиеся в Нагасима, дважды (в 1571 и 1573 гг.) отбивали атаки армии Ода Нобунага и сдались только во время третьей осады в 1574 г., доведенные голодом до истощения. Монастырский комплекс Исияма Хонгандзи пал в 1580 г. после одиннадцатилетней (самой долгой в истории Японии) осады армией Ода Нобунага. Последний оплот монахов-воинов (Нэгородзи) был уничтожен Тоётоми Хидэёси в 1585 г.
В военном деле в этот период происходят значительные изменения. Значительно возрастает роль пехоты, большую часть которой составляли асигару - легковооруженные и, как правило, недостаточно обученные пехотинцы из крестьян и горожан. Вооруженная копьями, луками, а позднее и аркебузами, эта пехота вскоре образовала основу армий всех феодалов, составив серьезную конкуренцию профессионалам-самураям.
Японские города XIV-XV веков, за исключением столичных (Киото, Нара и Камакура), по условиям возникновения можно разделить на три группы. Первую группу составляют появившиеся еще с XII века города, связанные с развитием торговли. Они выросли из почтовых станций, портов, рынков и таможенных застав. Ко второй группе относятся прихрамовые города. И, наконец, третья группа образована призамковыми городами, выросшими из поселений при замках крупных феодалов. Возникновение городов последней группы шло особенно активно с XV века. Города первых двух групп имели относительное самоуправление, города третьей группы находились полностью под контролем феодала.
В 1543 г. произошло событие, которое кардинально изменило тактику ведения военных действий в Японии. В том году португальцы впервые ввезли в Японию огнестрельное оружие. Несмотря на то что аркебузы были неточными и очень долго заряжались, новое оружие быстро получило самое широкое распространение. Ода Нобунага эффективно использовал их в битве при Нагасино в 1573 г. Конница клана Такэда, считавшаяся лучшей в Японии, была молниеносно истреблена группой стрелков из ружей. С тех пор поле боя принадлежало тесным рядам пехотинцев, вооруженных аркебузами.
Португальцы и появившиеся вслед за ними испанцы способствовали распространению в Японии не только огнестрельного оружия, но и христианства. Особую активность католические миссионеры проявили на острове Кюсю, где они открыли христианские церкви и школы. Не только крестьяне и простые самураи, но и многие даймё приняли христианство. Последних к этому подстегивал и меркантильный интерес - возможность вооружить свои армии многообещающим огнестрельным оружием.
В последнюю четверть XVI века, известную как период Момояма (1573-1603 гг.), происходит процесс объединения страны. На этом поприще особенно прославились три человека: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.
Ода Нобунага происходил из семьи мелкого феодала. После смерти отца в 1551 г. он хитростью и коварством стал захватывать чужие земли, не щадя ни друзей, ни родственников. Всеми правдами и неправдами к началу 1570-х годов ему удалось стать одним из самых влиятельных феодалов. В 1571 г. Ода Нобунага сжег буддийский монастырь на горе Хиэй, являвшийся центром церковной оппозиции, а двумя годами позже сверг последнего сёгуна из рода Асикага, которого незадолго до этого сам же поставил на эту должность. Ода Нобунага подчинил более половины страны и положил начало «сёгунско-княжескому» государству (бакухан). Возможно, ему и удалось бы завершить объединение страны, но в 1582 г. он был окружен в одном из храмов войсками предавшего его вассала Акэти Мицухидэ и совершил сэппуку (самоубийство через вспарывание живота).
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 287;