Другая осадная техника в истории Японии. Первая часть
Лучники и аркебузиры армии осаждающих вели обстрел, укрываясь за деревянными щитами хо-датэ («пехотный щит»), или просто татэ («щит»). Подобные щиты, поставленные на колеса, получили название курума-датэ и были аналогичны средневековым европейским мантлетам. В XVI веке вместо деревянных щитов часто использовались связки зеленого бамбука, закрепленные на деревянной раме вертикально, горизонтально или наклонно.
Пробить пулей такие прикрытия, известные как такэтаба или тикусоку, было труднее, чем деревянные щиты, к тому же их легко было изготовить из подручного материала. Они бывали неподвижные и мобильные, на колесной платформе. Кроме того, из нескольких бамбуковых вязанок такэтаба можно было собрать щит, поднимаемый и опускаемый на веревках.
Иногда стрелки прятались и просто за соломенными тюками с землей или песком. Существовали и большие деревянные щиты, которые подвешивались на рычаге, установленном на колесной тележке. Такие щиты, известные как комаку, можно было поднимать, опускать или поворачивать, обеспечивая необходимую защиту. Ими часто пользовались при засыпке рва.
Для штурма невысоких каменных стен применяли лестницы с крюками на конце иваиси-хасиго (другое название - гансэки-хасиго). Для преодоления высоких стен служили составные лестницы цуги-хасиго с длиной составной части около 2 м. Принято считать, что японцы познакомились со сложной лестницей на колесной платформе, известной в Китае как юнь ти («облачная лестница») во время Корейской кампании. Но возможно, именно «облачная лестница» под названием унтэй упоминается в японских источниках еще в 1333 г. при осаде замка Конгосэн: «Длиной она была в 20 дзё [около 61 м] и ее через обрыв перекинули на валы замка.
Шесть тысяч [!] самых отчаянных воинов начали карабкаться по этой лестнице, стремясь попасть в замок, но Масасигэ [Кусуноки Масасигэ, командовавший защитниками замка] приказал бросать на лестницу большие факелы и вместе с тем поливать ее маслом из ручных насосов, благодаря чему и поджег ее» [Мендрин. Т. 1. С. 345-346]. Была ли эта унтэй осадной машиной, аналогичной китайской юнь ти, или это был просто перекинутый через пропасть мост, остается неясным. В любом случае шесть тысяч человек сразу не могли поместиться ни на «облачной лестнице», ни на перекидном мосту, так что это явное преувеличение.
Любопытный факт: здесь упоминаются ручные насосы для перекачки масла, причем при обороне все того же замка Конгосэн Масасигэ использовал эти или подобные насосы и для тушения огненных стрел водой.
Для того чтобы приблизиться к замку и проломить ворота или разрушить основание стены кирками, пользовались поставленными на колеса деревянными сараями камикося (аналог европейской черепахи), покатые крыши которых покрывали влажными шкурами для уменьшения вероятности поджога камикося. Камикося довольно неплохо предохраняли находившихся в них воинов от стрел и пуль, и только тяжелые камни могли проломить их крышу. По-видимому, впервые японцы применили камикося во время Корейской кампании. Честь введения этой осадной техники приписывают знаменитому полководцу Като Киёмаса.
Передвижные осадные башни курума-сэйро не получили в Японии широкого распространения. Это было связано с самой конструкцией японских замков. Ни ранние горные замки ямадзиро, ни каменные стены исигаки, с их ярко выраженным уклоном, не позволяли подвести башню непосредственно к стене и перебросить на последнюю мостик, как это часто делали в Европе и других странах с отвесными крепостными стенами. Поэтому применение как мобильных, так и стационарных осадных башен ограничивалось наблюдением и созданием огневой платформы. Судя по японским иллюстрациям, осадные башни напоминали пирамиду и были сколочены из почти необработанных бревен. Небольшие стационарные вышки для наблюдения и обстрела противника назывались кумиагэ-иро.
Для наблюдения за противником в замке осаждающие сооружали также небольшую кабинку бося-сэйро, поднимаемую вверх к перекладине при помощи канатов. Это сооружение часто устанавливали на колеса. Честь его изобретения приписывается стратегу Такэды Сингэна по имени Ямамото Кансукэ. Еще один вариант осадной башни, скорее всего, использовался только в качестве огневой платформы для стрелков.
Эта башня представляла собой открытый сверху деревянный сарай с бойницами, который снизу в центре крепился к мощному бревну. Поднимали его вверх с помощью канатов, и, хотя платформа имела колеса-катки, маловероятно, чтобы в поднятом положении эту башню можно было передвигать - слишком неустойчива была ее конструкция.
В осадной войне применялись и подкопы. Так, в 1563 г. при осаде Такэдой Сингэном замка Мусаси-Мацуяма успешно проведенный подкоп обрушил часть стены. Однако в этом подкопе еще, очевидно, не использовался порох, только древний метод с выжиганием подпорок. Пороховая мина впервые в истории Японии была применена при осаде замка Камэяма армией Хидэёси в 1583 г. После взрыва рухнула стена замка, но еще более эффективным оказалось, по-видимому, его деморализующее влияние, так как осажденные сдались армии численностью всего 4000 человек, что по японским меркам было очень малой силой.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 396;