Краткая история Японии. Вторая часть
Позднее усиливается влияние аристократических родов, в первую очередь рода Фудзивара. Представители этого рода монополизируют наиболее важные должности в правительстве и, начиная с 858 г., правят страной в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. - в качестве канцлеров при совершеннолетних. Кроме того, Фудзивара усиливал свои позиции, выдавая дочерей из своего рода за императора и, таким образом, входя в родство с императорской фамилией. Матери 24-х из 27 императоров в период между 806 и 1155 гг. происходили из рода Фудзивара.
Период Хэйан (794-1185 гг.) характеризуется превалирующей тенденцией к японизации китайского влияния, шедшего из-за моря в предыдущие столетия. Еще в VIII веке интерес японцев к Китаю и Корее снижается. Сознание опасности вторжения также исчезает, и в 792 г. отменяется всеобщая воинская повинность, а также ликвидируется «береговая стража». С середины IX века Япония переходит к политике изоляции. Во второй половине IX века ни одно японское посольство не покинуло пределов страны. Подданным было запрещено плавание в другие страны, а заход иностранных судов в японские порты был резко ограничен. По-видимому, японское правительство решило, что переняло у Китая все заслуживающее внимания, и перешло к японизации заимствований.
Становление государства потребовало создания официальных версий японской истории. Были написаны «Кодзики» («Хроника древних событий», 712 г.) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 г.). Первая представляла собой сборник повествовательно-биографических мифов о божественном происхождении императорской династии, а вторая копировала китайские официальные истории и только в самом начале включала мифологические элементы.
Еще в 658-660 гг. было совершено несколько успешных походов против аборигенов Японского архипелага, ЭАЗО (или ЭМИСИ). Следующие волны завоеваний на севере острова Хонсю были проведены в VIII-IX веках, однако вплоть до XII века эдзо периодически восставали и представляли угрозу для японцев. С VIII века японцы перешли от отдельных походов против эдзо к тактике строительства гарнизонных крепостей (тиндзё) на завоеванных территориях, что сыграло немаловажную роль в покорении эдзо. Но последний, сокрушительный удар, окончательно сломивший эдзо, был нанесен только в 1189 г. Минамото Ёритомо. После этого весь остров Хонсю был покорен и эдзо выжили только на острове Хоккайдо, в то время называвшемся Эдзо, где они представлены и поныне потомками, известными как айну.
В V-VHI веках угрозу центральному правительству представляло и менее известное племя хаято (или хаябито), обитавшее в южной части острова Кюсю (областях Сацума и Осуми, ныне префектура Кагосима). Это племя отличалось воинственностью и безумной отвагой - чертами, позднее отличавшими самураев из этих областей. С начала V по середину VI века выступления хаято были особенно серьезными. Затем они на какое-время были усмирены и даже несли службу при Дворе императора. Однако хаято так и не признали власть центрального правительства, и новые вспышки их выступлений наблюдались в начале VIII века (702, 720 и 730 гг.). После подавления последнего из этих восстаний и строительства гарнизонных крепостей на покоренных территориях хаято, наконец, смирились со своим положением.
В период Хэйан правительство уже не могло воспрепятствовать захвату земель в собственность и вскоре было вынуждено отказаться от централизованного управления землей, предоставив значительную свободу провинциальным губернаторам.
В X-XII веках в Японии формируется военное сословие - самураи. Слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» - «охранять, служить» и первоначально имело смысл «личный слуга». В X веке этим словом начали называть профессиональных солдат невысокого звания, находившихся на службе у государства, а отнюдь не всадников-аристократов. Воинов, принадлежавших к высшим слоям общества, называли «буси». Последний термин появился в период Нара (710-784 гг.), а ранее существовало название «мононофу». Со временем, однако, слово «самурай» практически полностью вытеснило слово «буси». К началу XVII века самураем называли всякого, кто имел право носить два меча, за исключением разве что самураев высшего ранга - дайме (букв, «большое имя», феодалы с годовым доходом более 10 000 коку риса).
В период Хэйан государственная власть находилась в упадке. К XI веку власть двора, полностью поглощенного своими внутренними сварами, распространялась только на столицу и ее окрестности. В провинции местные магнаты, практически игнорируемые двором, отказывались платить налоги и объединялись в целях самозащиты. Они даже создавали собственные армии, вполне способные справиться с правительственными силами. Такое же явное неподчинение закону проявляли и монастыри, создававшие собственные армии из монахов-воинов сохэй. Первое вооруженное столкновение с участием монахов-воинов произошло в 949 г. Уже к концу 960-х годов вооруженные выступления монахов стали обычным явлением, а в начале 970-х годов Рёгэн, главный аббат Энрякудзи, создает первую постоянную армию.
Впрочем, по некоторым данным, его армия состояла в основном из наемников, а не монахов. Однако, вероятно, уже к началу XI века многие монахи в монастырях получали специальную военную подготовку. По крайней мере, известно, что в 1039 г. 3000 монахов-воинов с горы Хиэй атаковали резиденцию Фудзивара Ёримити. Отдельные отряды монахов-воинов принимали участие и в войне Гэмпэй как на стороне Тайра, так и на стороне Минамото. Но в большинстве случаев монастыри использовали свои армии только для защиты собственных интересов. В отличие от европейских рыцарских орденов различия в вероучении никогда не были причинами столкновений. Поводом для вооруженных конфликтов с участием сохэй обычно служило недовольство назначением какого-либо аббата или желание расширить влияние своего монастыря.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 360;