Изображение человека в искусстве Древнего Египта

Ничего этого не знали и к этому не стремились художники ранних ступеней развития человеческой культуры. Движение изображаемой фигуры они мыслили лишь скользящим вдоль плоскости, взгляд ее обращенным также вдоль нее, или же перпендикулярно — в сторону зрителя. А между тем «чистые» фас и профиль их тоже не всегда удовлетворяли. В искусстве Древнего Египта, относящемся к этой архаической стадии, а вместе с тем очень развитом, богатом и сложном, по-своему весьма совершенном, был выработан своеобразный способ синтетического изображения человека на плоскости. Это не фас и не профиль, однако и не промежуточный между ними трехчетвертной поворот.

Рассмотрим внимательно одно из таких изображений. Это фигура молодой женщины с цветком лотоса в руке, врезанная почти плоским рельефом в отесанную поверхность камня. Сделана она невероятно давно — больше четырех тысячелетий тому назад, во времена, называемые эпохой Древнего царства в Египте. Нет сомнения, что создал ее талантливый и весьма умелый художник. Так плавно и мягко льется линия контура, очерчивая эту стройную фигуру в облегающем ее, почти невидимом тонком платье, так красивы пропорции и тонко отделаны немногочисленные детали. Но вот принцип ее расположения на плоскости для нас странен.

Голова и ноги повернуты в профиль, а плечи при этом — в фас. Глаз — в фас, противоречит повороту лица, грудь в профиль, спорит с разворотом плеч, оказывается почти под мышкой. Приглядимся к ногам: обе стопы показаны со стороны большого пальца — обе левые! Между тем общее впечатление от фигуры, пока не вглядываешься во все эти подробности, цельное и очень ясное. Видно, что соединение разных поворотов в одной фигуре здесь не случайное, оно служит цели наиболее полной и ясной передачи форм человеческого тела на плоскости. Выработанные древнеегипетским искусством уже в пору его становления, эти приемы были закреплены традицией и применялись в нем на протяжении тысячелетий.

Еще в начале нашего века ученые-египтолога горячо спорили о том, как же нужно понимать такие изображения. Попытки определить по нему положение человека в пространстве, истолковать его позу по аналогии с привычным нам искусством позднейших времен не удавались, приводили к неясностям и противоречиям. Иной раз оказывалось, что фараон в битве не в той руке держит оружие, правая рука путалась с левой и возникало предположение, что фигура изображена со спины. Неясным казался поворот туловища — дано ли оно в чистый профиль или же в сложном повороте, позволяющем наиболее удачно соединить плечи с ногами и достичь необходимой цельности общего впечатления.

Одни исследователи ясно видели в египетских рельефах и Фресках эту цельность и пытались объяснить, как же она при таком способе изображения достигается. Другие же, не в силах согласовать между собою разные части фигуры, решили что здесь и есть только комбинация из отдельных, по-разному повернутых частей человеческого тела, взятых как бы порознь. Быть может, говорили они, их так и следует «читать» по частям «наподобие письма», не стремясь соединить в нечто целое.

Чтобы выпутаться из этих противоречий, сам вопрос необходимо поставить иначе. А нужна ли была египетскому художнику определенная точка зрения на человеческую фигуру, изображал ли он ее с какой-то стороны — спереди, сбоку сзади. Или видел ее сразу всю, объемно и цельно?

Конечно, изобразить трехмерный предмет на плоскости во всей его полноте невозможно. Какая-то ею сторона остается скрытой Между тем египетскому мастеру нужно передать именно этого человека, как он его себе представляет, а не вид на него с какой-нибудь одной стороны. Притом большей частью он его изображает в определенном действии, в движении. А движение как мы уже знаем, передается на плоскости профильным изображением Поэтому элементы профиля в египетском плоском изображении преобладают. Но каждая часть тела должна предстать перед нами ясно и полно, без сокращений и уходов в глубину , которых это искусство не знает. Все должно быть здесь, на этой плоскости не перед и не за ней. Поэтому плечи даются в фас. движения обеих рук. никогда не скрытых за корпусом, ясны и определенны Художник изображал человека не пространственно — с точки зрения его положения и поворота, а скорее конструктивно, определенным образом связывая части фигуры одну с другой, четко передавая его действия: нюхает цветок или стреляет из тука несет груд иди играет на арфе. В иных случаях, в зависимости от положения рук. плечи могут получить и иную, не сталь развернутую форму. Но движение будет все равно направлено вдаль плоскости. а действие четко выражено.

Нередко возникал у исследователей египетского искусства вопрос, умели ли его создатели вообще изображать строгий профиль. А значит, была ли развернутая постановка фигуры единственно доступным для них способом изображения человека на плоскости или же сознательным художественным приемом, имеющим определенную цель?

Человеческие фигуры, повернутые в чистый профиль, найти в древнеегипетском искусстве удалось. Но большей частью это были изображения не живых людей, а статуй или мумий По- видимому, развернутые плечи в глазах египтян сообщали человеческому телу подвижность, способность к действию. Ведь в этом случае обе руки были на виду и можно было показать с полной отчетливостью движения каждой из них.

Египетский способ изображения человека на плоскости присущ был не только этой стране (хотя здесь он был наиболее четко выработан), а вообще определенной ранней стадии развития культуры. Его можно найти и у других народов Древнего Востока, например, в странах Передней Азии, а иногда и позднее, в средневековом искусстве.

 





Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 546;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.01 сек.