Изображение человеческой фигуры на плоскости. Фас и профиль
Изображение может быть таким же трехмерным, объемным, как и сама вещь, которую оно нам представляет. Это скульптура. Но оно может передать облик предмета и на двухмерной — чаще всего плоской поверхности. Таково изображение живописное, графическое (в рисунке, в гравюре) или фотографическое.
Скульптуру можно обойти вокруг, увидеть ее сбоку, спереди, сзади, рассмотреть со множества промежуточных позиций. Плоское изображение показывает нам лишь одну сторону вещи. Если человек в портрете обращен к нам лицом, затылка его мы никак увидеть не сможем, да и о профиле только догадываемся. Художнику приходится выбирать, как нам показать, какой стороной повернуть к зрителю своего героя и любой изображаемый предмет.
Среди бесконечного множества возможных поворотов есть два четко определенные положения человеческой фигуры на изобразительной плоскости — в фас и в профиль. В том и в другом фигура наиболее определенно связана с этой плоскостью и ясно соотнесена со зрителем. В фас — значит лицом к лицу с нами, глаза в глаза. Это очень важное для искусства положение прямого общения. Оно позволяет увидеть в персонаже нашего собеседника. Так изображается, например, божество, к которому можно обратиться с молитвой и просьбой. Положение в фас создает ощущение неподвижности, строгого покоя.
В профиль или сбоку это, напротив, позиция, удобная для передачи движения. Фигура как бы скользит по плоскости, проходит мимо нас, пробегает, скачет верхом или проезжает на колеснице. Наконец, эта же позиция позволяет общаться между собой двум героям. Обращенные друг к другу, они разговаривают или сражаются, подносят и принимают дары, один отдаст почести другому. Так профильное расположение оказывается удобным для повествования, позволяет вести рассказ.
Эти узловые позиции — в фае и в профиль есть, конечно, не только у человека, но и у животных. Так, в профиль кажется естественным рисовать скачущую лошадь. И у многих сделанных человеком вещей есть такие же, неслучайные повороты у стула, например, или у шкафа. А у стола тоже есть положение «в фас», но от «профиля» оно, пожалуй, не отличимо. Фасад дома, видимый в упор, — тоже фас. И все такие устойчивоясные положения фигур и предметов на плоскости помогают организовать четкий порядок в изображении.
Между тем, как уже сказано, ни фас, ни профиль не представляют нам человеческую фигуру с достаточной полнотой — ее и невозможно охарактеризовать в плоском изображении так же исчерпывающе, как в объемном. Но все-таки несколько полнее ее передали бы как раз промежуточные позиции — повороты «в три четверти», в какой-то мере совмещающие элементы фаса и профиля.
Отчасти поэтому обе эти узловые позиции, широко распространенные в древних изображениях, вовсе не являются господствующими в искусстве нового времени. Впрочем, дело здесь не только в «неполноте» подобных изображений. Еще важнее то, что современный художник хочет обычно изобразить человека свободно живущим в пространстве, дать ему возможность двигаться в любом направлении.
Он ищет для человеческой фигуры естественные, непринужденные положения и потому отрывает ее от плоскости, придает ей подвижные, неопределенно-сложные повороты, пространство изображения построено у него совершенно иначе, чем в древнем искусстве. Оно получает третье измерение — глубину, распространяется куда-то за изобразительную поверхность.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 536;