Взаимодействие цвета и света
Естественно, что цвет невозможно рассматривать без света. Интерьер - это пространство, ограниченное различно освещенными цветными поверхностями и поэтому, выполняя его в цвете, необходимо учитывать, чем и как интерьер освещён. Цвет и свет оказывают постоянно друг на друга взаимное влияние, которое зависит от спектрального состава, яркости и стабильности источника света, его расположения и способа светораспределения. Свет классифицируется как белый и цветной, а по характеру происхождения - как естественный и искусственный. Как отмечалось в главе I, основной естественный источник белого света - прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Необходимый уровень освещения интерьера этими источниками устанавливается в зависимости от функциональных, гигиенических и эстетических требований. То есть, достигается устройством и ориентацией светопроёмов в стенах - окон (боковой свет) и в потолке - фонари (верхний свет). Главная особенность белого света - непостоянство его спектрального состава и яркости. Прямые солнечные лучи при ориентации окон на юг, запад, восток разнообразят цветовую среду помещений, вызывают на поверхностях яркие блики и рефлексы. Они вызывают живописную игру цветных оттенков, создают приподнятое настроение, но и вносят некий беспорядок в цветовую гармонию, образуют резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объёмы. Такая изменчивость может быть даже недопустимой. Например, в музеях, в мастерских художников, в ткацком и лакокрасочном производстве. Поэтому необходимая стабильность в этих помещениях создаётся искусственным освещением или используется рассеянный солнечный свет. Рассеянный солнечный свет (диффузное освещение), поступающий через окна, ориентированные на север, через потолочный верхний свет (фонари) более стабилен, чем освещение прямыми солнечными лучами. Этот свет создаёт благоприятные условия для различения оттенков цвета, исключает появление слепящих бликов, создаёт спокойное настроение, не утомляя зрение, не образовывая резких теней.
Основные источники искусственного белого света - лампы накаливания и лампы дневного света (люминесцентные, галогенные). О них уже говорилось в главе I Основное преимущество такого искусственного белого света - стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Необходимо учитывать, что при лампах накаливания тёплые цвета становятся ещё теплее, а холодные (особенно, синий и голубой) - тускнеют, становятся сероватыми. При люминесцентных лампах - холодные цвета становятся ярче и насыщеннее, а тёплые - теряют насыщенность и становятся более холодными.
Цветовое решение нужно принимать при том же освещении, при котором оно будет восприниматься в реальном интерьере. Но само естественное освещение в разных условиях меняется по спектральному составу. У прямого солнечного света - тёплый оттенок, а у света, отражённого от северной полусферы неба - холодный. Свет заката - оранжево-красный. Свет восхода - розовый.
Соответственно этому следует окрашивать в тёплые тона, компенсирующие холодную голубизну освещения, помещения, обращённые окнами на север, северо-восток, северо-запад. Помещения, выходящие окнами на юг, юго-восток, юго-запад желательно окрашивать в прохладные тона, чтобы ослабить чрезмерную теплоту прямого солнечного света там, где, конечно, превышается норма солнечной радиации. То есть необходимо учитывать природно-климатические условия.
Главные отражатели света в интерьере - пол и стены. Их цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура играют большую роль в общей освещённости помещений. Тёмные пол и стены гасят избыток света, светлые повышают освещенность. Классический, проверенный веками белый потолок - главный усилитель освещённости интерьера, а также - единственноё в помещении пятно, дающее нашему глазу, по-настоящему, успокоение (особенно столь желанное перед сном).
Помимо обычного естественного или искусственного освещения, присутствие ещё и цветного света (цветные электролампы, абажуры, витражи, цветосветовые эффекты и т.д.) - сильное средство формирования индивидуального художественного образа интерьера. Но и в этих случаях надо помнить азы цветоведения, особенно законы последовательного контраста. Так, например, зелёная мебель при искусственном красном освещении будет выглядеть грязно-серой.
А какой прекрасный дополнительный эффект дают свечи и огонь камина - уютный и романтичный!
Взаимодействием цвета и света в интерьере можно решить большое количество вопросов:
• вызывать различные настроения (радостное и праздничное, тёплое и уютное, холодное и угнетающее и т.д.);
• выявить и сделать более наглядными цветовые и декоративные особенности природных отделочных материалов;
• обогатить цветовое решение отдельных элементов и всего интерьера в целом;
• корректировать недостатки цветового решения или естественного освещения и т.д.
Перед покупкой какого-либо предмета или отделочного материала для интерьера (мебели, штор, напольных покрытий и т.д.) их образцы необходимо обязательно как следует рассмотреть не только при дневном освещении в магазине, но и при том освещении, которое имеется в вашем интерьере. Более того, эти образцы должны быть «испытаны» именно на том месте или в том месте, где они будут находиться и днём, и вечером. Например, ткани для штор обязательно рассмотрите не горизонтально, а вертикально на том месте, где они будут висеть при естественном дневном освещении и вечернем искусственном. (Поверьте, иногда они разительно отличаются: при искусственном свете - сплошное благородство и изысканность, а при естественном свете на просвет - грязные солдатские портянки).
Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 284;