Цвет и функциональное назначение помещений

Функциональное назначение помещения оказывает определяющее значение в выборе цветового решения интерьера. Цвет может содействовать протеканию функциональных процессов, создавать зрительный комфорт и соответствующее настроение, улучшать условия труда и отдыха, повышать уровень освещённости, обеспечивать безопасность производственных процессов, нести информацию и т.д.

В интерьере должна быть гармоничная взаимосвязь пользы и красоты, функции и цвета. Это основной принцип любого вида дизайна, включая и дизайн интерьера.Для гармоничной взаимосвязи функционального назначения помещений и цвета необходимо:

• Подбирать цвета и цветосочетания, учитывая их психофизиологическое воздействие на человека. Так, например, в лекционных аудиториях, школьных классах, библиотеках не должны преобладать активные, насыщенные, тяжёлые, громкие цвета (красные, оранжевые, пурпурные). Здесь предпочтительны ненавязчивые, малонасыщенные цвета средневолновой части спектра. А вот для интерьера молодёжного кафе активные цвета вполне подойдут. Зная о температурных свойствах цветов, не стоит в детской комнате, выходящей на север, применять для стен холодные цвета - тёмно-синий, фиолетовый, зелёно-синий. (Даже, если вы считаете, что именно эти цвета хоть немного усмирят носящихся целыми днями по комнате, как по прериям, буйных «вождей краснокожих»).

• Продуманным размещением цветов в пространстве и использованием их формообразующих возможностей выявить характерные особенности объёмно-пространственной структуры интерьера. Или же их иллюзорно подправить для лучшей поддержки функции. Так, например, стены очень большого кабинета целесообразно выкрасить в тёплые насыщенные тона для придания меньшего объёма и, соответственно, камерности и уюта. Горизонтально расположенные полосы на стенах уменьшат чрезмерную высоту этого кабинета. Вертикальные членения стен - увеличат маленькую высоту.

• Сделать с помощью цвета более наглядными тектонические особенности интерьера, пластику его форм. Например, окрасить контрастными цветами колонны и стены или же выделить светлым цветом мелкую пластику стен и потолка (бордюры, розетки).

Цветовые решения отдельных помещений. Жилище.Большую часть времени в своей жизни человек проводит в жилище. Оно становится как бы портретом хозяина дома и его семьи. Известный французский архитектор Ле-Корбюзье писал: «Жилище - это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом, отдыхать, погружаться в раздумья... Жилище - это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей. Родиться, есть, одеваться, ощущать узы привязанности и дружбы. Проблема жилища - первая из всех проблем... Жилище - это ключ ко всему». Люди все индивидуальны, но если мы сейчас совершили бы экскурсию по домам наших сограждан, то 80% интерьеров были бы очень и очень похожи. Архитектура и интерьер также подчиняются стилю эпохи, национальным тенденциям и моде, как и все остальные жанры искусства. История и теория колорита в интерьере неотделимы от общей теории и теории колорита в изобразительном искусстве. Белорусский исследователь-колорист Л.Н. Миронова выделила несколько принципиально различных типов отношения к проектированию цвета в жилище.

Тип первый - предельно естественный и лаконичный. Примером может служить традиционный японский дом, в интерьере которого господствуют природные цвета: земли, деревьев, неба... Обычно такой интерьер предпочитают люди, ценящие внутреннее духовное богатство больше материального.

Тип второй - предельно красочный. Это тип колорита, излюбленный крестьянами многих народностей - ярко-цветистый, бодряще праздничный. Его также предпочитают молодёжь и любители «гламура». Ему соответствуют современные стили - постмодернизм, авангард, а также кантри.

Тип третий - роскошный, драгоценный, «ковровый». Это был и есть - идеал жилища на Ближнем и Среднем Востоке как для шахов и султанов, так и для простых людей. Сегодня в Европе его в основном предпочитают люди с южными, восточными корнями или те, кто пытается продемонстрировать окружающим своё «султанство», пусть и местечкового масштаба.

Тип четвёртый - буржуазный. К этому типу относятся интерьеры жилых городских домов буржуазии XIX века, в пространстве которых доминировали тёплая цветовая гамма и множество различных вещей - ковры на полу и стенах, обилие вазочек, статуэток, сервизов и т.д. Большинство сегодняшних жилых интерьеров (особенно на постсоветском пространстве), не обременённые современными дизайнерскими изысками, - именно этот тип.

Тип пятый - романтически-декоративный, сложно-утончённый. К нему относятся интерьеры конца XIX века (стиль модерн, арнуво), выполненные в спокойной пастельной цветовой гамме с обилием утонченных, элегантных, чаще всего флористических, декоративных элементов. На сегодняшний день - это один из популярных типов для творческой, романтически настроенной интеллигенции.

Тип шестой - функционально-конструктивный, геометрический, «машинный» тип. Во главу угла такого интерьера (возникшего в XX веке) поставлено не украшательство, а забота об удобной рациональной планировке, о гигиене. Колорит пространства решается в светлых тонах, при наличии немногочисленных, но ярких чистых цветовых акцентов. Этому типу соответствуют современные стили - минимализм, хай-тек, контемпорари. В современном жилище находят себе место, как видим, все стилевые тенденции прошлого. Все они так или иначе переплавляются, приспосабливаются к возможностям современного производства, и получается то, что потомки назовут - «стиль XXI века». Цветовой художественный образ интерьера в сознании каждого формируется по-разному, как отражение его индивидуальности и творческого потенциала. Одна и та же колористическая задача каждым дизайнером решается по- своему, отражая его способ видения окружающего мира, личные представления о своём времени, его эстетические предпочтения. Однако в этом многообразии есть нечто общее, свойственное различным подходам к решению одной проблемы, а именно: выбор цветового решения должен основываться на научно-аргументированных закономерностях использования цвета. Надо помнить, что главная цель цветового решения жилища - создание атмосферы, которая по вечерам успокаивала бы, а по утрам бодрила, дарила радость и уверенность. То есть дом - это то место, где человек «подзаряжает подсевшие аккумуляторы» своей души. Предлагаемые ниже решения интерьера жилых помещений носят лишь общий характер, их не следует принимать как предписание. Эти предложения резюмируют описанные ранее основные законы использования цвета для создания индивидуального художественного образа интерьера.

Прихожая, холл. Прихожая или холл - это преддверие квартиры. Это своеобразная визитная карточка дома. Она должна быть привлекательной, приглашающей. Наиболее оптимальные цветовые «времена года» для выполнения этой задачи - «осень», «весна».

Так как прихожие редко освещаются естественным светом, поэтому в качестве основного цвета рекомендуется жёлтый и красный. Так как в малогабаритных квартирах эти помещения ещё и очень малы, то для окраски их стен рекомендуются светлые, малонасыщенные тона. Небольшие плоскости прихожих могут быть окрашены в яркие цвета.

Общая комната (гостиная). Общая комната должна быть уютной и светлой, так как именно в ней собирается вся семья, именно здесь принимают гостей. Для придания общей комнате уюта можно, конечно, использовать тёплые тона. Например, оранжевый, который усиливает экстравертность и общительность. Но это не значит, что вся комната должна быть оранжевой. Можно ограничиться оранжевой обивкой мебели и несколькими аксессуарами. Для стен также подойдут разбеленные жёлтые и красные тона. Но если данная комната окнами выходит на юг, то для создания хорошего микроклимата, лучше использовать холодные розовые оттенки или синие и зелёные тона. Например, пастельно-зелёный - хорошо объединяющий и умиротворяющий цвет. Кроме традиционного белого в потолок стоит вводить цвета только, если в помещении очень высокие потолки. В общих комнатах целесообразно использовать разнообразное освещение, вплоть до цветной подсветки некоторых зон. Но общее освещение должно быть тёплого цвета, придающего этой комнате больше уюта.

Спальня. В спальне, как подсчитали учёные, мы проводим треть своей жизни. От качества сна во многом зависит наше здоровье, поэтому в спальне важно всё, вплоть до постельного белья.

Сочетание цветов спальной комнаты, естественно, должно быть спокойным. Для этого идеально подходят мягкие, не слишком холодные голубой и зелёный, а также вся гамма натуральных оттенков, они идеальны для отдыха. Оптимальные цветовые «времена года» - «осень», «весна», «лето».

Так как в спальне кроме сна происходят и другие процессы жизнедеятельности, особенно в супружеской спальне (где она является храмом любви), то здесь к спокойным фоновым цветам вполне можно и нужно добавить красные акценты (розовый, абрикосовый, красно-коричневый): шторы, обивка мебели, ковры, аксессуары.

Что касается комплектов белья, то если вы страдаете бессонницей, остановите свой выбор на бежево-коричневой гамме. Она снимает напряжение и усталость, дарит ощущение уюта и покоя. При повышенной нервной возбудимости лучше выбрать комплект в сине-зелёных тонах, они избавят вас от лишних бурных эмоций, снимут усталость глаз и всего организма. Оттенки красно-оранжевого цвета пробуждают «основной инстинкт», но перед тем как ложиться в такую постель, проверьте, нет ли у вас повышенного давления.

Что касается потолка, то здесь вполне можно заменить традиционный белый на небесный (ясный голубой или ночную синеву, мерцающую звёздами).

Столовая. В радостной обстановке аппетит улучшается, тогда как унылая обстановка пони-жает желудочную секрецию. Поэтому для столовой оптимальны весёлые аппетитные тона - жёлтые, оранжевые. Оптимальные цветовые «времена года» - «весна», «осень». Но если у вас проблема с весом, то чтобы не объедаться - обратитесь к зелёным и синим тонам. Можно выкрасить главного врага вашей тонкой талии - холодильник - в эти цвета. Цветопсихологи говорят, что это действует: не хочется лишний раз к такому холодильнику подходить.

Кухня. В кухне цвет должен создавать атмосферу чистоты и опрятности. Сочетания голубой и белый, красный и белый олицетворяют чистоту, зелёный и жёлтый придадут помещению свежесть. Смягчат и оживят эти сочетания - красные и оранжевые декоративные ткани, детали мебели, посуда.

Если же ваша кухня является ещё и местом приёма пищи для всей семьи (а иногда и для гостей), то тёплая гамма (жёлтые, оранжевые цвета) может стать цветовой доминантой.

Цветовые «времена года» - «зима» и «лето» - придадут кухне свежесть, а «осень» - уют и «аппетитный» вид.

Ванная комната. Цвет в ванной комнате должен создавать впечатление чистоты, свежести, но не холодности. Родной водной стихии синий цвет, чтобы не вызывать чувство холода, должен быть светлым или контрастировать с тёплыми тонами - жёлтым, оранжевым, красным. Ванные комнаты в «зимнем» цветовом варианте выглядят подчёркнуто гигиенично и «по-мужски». «Весна» и «осень» создадут уютный настрой, располагающий к расслаблению, желанию понежиться в ароматной пенистой ванне подольше.

Детская. Выбор цвета детской комнаты должен отвечать следующим требованиям: соответствовать душевным запросам детей; снижать поток раздражителей; помогать развитию способностей и творчеству детей. В зависимости от возраста дети проявляют различные цветопредпочтения, о которых уже говорилось в разделе «Возрастные предпочтения цветосочетаний». Выбор оптимального «времени года» должен ориентироваться на возраст. Настроение комнаты должно быть ясное и приветливое. Несмотря на детскую любовь к контрастным сочетаниям, цветовое настроение должно быть не перевозбуждающим ребёнка. Большие поверхности желательно оформлять в светлых сдержанных нюансах, меньшие площади - в сильных тонах. При помощи умелого выбора цветового решения детской комнаты можно активно влиять на развитие определённых черт характера ребёнка.

Кабинет (рабочая комната). Здесь выбор цвета зависит от того, каких условий требует работа - сосредоточения, стимуляции, оживления... «Зимние» цвета с их деловым настроением создают благоприятную атмосферу для сосредоточенной работы. «Лето» создаёт творческую атмосферу (образные задачи, музыка, моделирование). «Весна», «осень» подходят для дружественного рабочего климата, который одновременно раскрепощает и придаёт сил.

Цветовое решение в целом должно быть ясным и определённым. Ярких цветов следует избегать (разве что жёлтый органайзер или чашка, которая вместе с глотком кофе, усилит вашу умственную деятельность).

Детские сады и школы (лицеи). При выборе цветового решения детских садов и школ учитываются следующие факторы: функциональное назначение помещений, их ориентация по сторонам света и возраст детей.

Стены в детских садах следует окрашивать пастельными цветами, которые будут прекрасным фоном для небольших пятен, любимых в этом возрасте, тёплых насыщенных цветов - на шторах, мебели. Светлый и тёплый зелёный цвет будет прекрасным успокаивающим средством для подвижных малышей старших групп, а также отличным объединяющим фоном для пёстрой одежды и игрушек. Если окна основных помещений, где находятся дети (игровые и спальные комнаты) выходят на север, север-восток, северо-запад, необходимо «утеплить» эти помещения тёплыми цветами.

Школьные здания (лицеи) - это ещё более сложный организм. Они расчленяются на несколько относительно независимых комплексов - классы и кабинеты с рекреациями для детей младшего, среднего и старшего возраста; вестибюль с кабинетами администрации, актовый зал, спортивный зал с раздевалками, столовая, коридоры и лестничные клетки.

Вестибюль, коридоры, лестничные клетки, рекреации цветопсихологи советуют красить в холодные тона (голубой, бирюзовый, зелёный). Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам, стабилизируют дыхание и сердцебиение. Именно эти цвета будут поддерживать в равновесии дыхательную систему носящихся на перемене «со скоростью реактивных самолётов» учеников младших и средних классов. В вестибюле и рекреациях, чтобы избежать чрезмерной строгости и холодности, в цветовую схему можно ввести яркие тёплые акценты: роспись стен, информационные стенды и др.

Спортзал будет хорошо внешне выглядеть и с учётом функционального назначения, если в нём будут сочетаться светлые оттенки оранжевого и зелёного. Оранжевый будет стимулировать активность и «согревать» голоногих ребят. А зелёный будет ненавязчиво снимать напряжение, укреплять мышцы и облегчать боль от многочисленных падений будущих «олимпийских чемпионов».

В основе колорита школьной столовой должны лежать тёплые аппетитные цвета (красный, оранжевый, жёлтый), которые будут стимулировать работу желудка. А вот буфет целесообразно выполнить в холодных тонах, так как буфетчица не успевает, как правило, удовлетворить, еле сдерживаемый уроками, здоровый детский аппетит.

Для актового зала приемлемы самые разнообразные цветовые решения.

Для библиотеки благоприятны сочетания светлых тонов жёлтого и зелёного цветов. И наконец, самые главные помещения, от цвета которых зависит настроение детей, их здоровье, активность на уроке, их желание идти в школу - это классы.

Для стен младших классов цветопсихологи советуют применять бежевые, кремовые светло-охристые, персиковые цвета. Эти цвета создадут тёплую и уютную атмосферу - «как у мамы дома», а также будут стимулировать умственную деятельность школьников. Мебель в классе не должна сильно контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от главного смыслового центра помещения - доски, на которую в течение почти всего школьного дня устремлены глаза учеников. Контрастные со светлыми стенами чёрные и коричневые доски утомляют глаза и, как выяснили цветопсихологи, усыпляют. А вот зелёная доска - самая комфортная для глаз.

Для детей среднего возраста выбор цветового решения стен сдвигается в сторону средневолновых спектральных цветов - зелёно-жёлтых, светло-зелёных.

Вопрос о цветовых предпочтениях старших школьников сложнее, чем младших и средних. В наше время старший школьник (10-12 класс) по своему физическому и культурному развитию - взрослый человек. Исследования цветовых предпочтений старшеклассников (в которых участвовала и автор данной книги) показывают, что предпочитаемые ими цвета сосредоточены в области относительно холодных, сложных и малонасыщенных цветов (синий, голубой, серый, фиолетовый). Но если выполнить окраску основных элементов классов в этих цветах - скука и уныние обеспечены. Однако не следует превращать школу и в любимую в этом возрасте яркую пёструю дискотеку. Значит оптимальное решение таково: стены выполнены в прохладных светлых цветах, а колористические акценты можно выделить тёплыми, насыщенными цветами.

Музеи. Цвет в музеях, прежде всего, не должен мешать восприятию экспонатов и спорить с ними. Так, например, ярко-красная окраска стен - великолепный фон для позолоченных рам старинных полотен, но в силу последовательного контраста она будет влиять на истинное восприятие цветов самих картин. Отсюда вывод - цвет стен для экспонирования живописных картин лучше делать нейтрально-серым. Для экспонирования других предметов могут быть различные вариации, опять же с учётом собственных свойств цветов.

Для освещения музеев принято применять рассеянный свет тёплого тона.

Больницы и санатории. Как вы, уважаемый читатель, наверное, поняли из этой книги - цвет является прекрасным лекарем. Поэтому использовать его психофизиологические возможности, воздействуя на здоровье человека, - то, «что доктор прописал».

Положительное эмоциональное воздействие цвета на больного может ускорить процесс лечения. Так тёплые и активные цвета радуют и поддерживают у пациентов жажду жизни. Холодные и пассивные цвета - успокаивают. В главе III «Воздействие цвета на человека» мы рассматривали возможности цвета помогать лечить те или иные болезни.

Большое значение имеет и психофизиологическое влияние цвета и на врачей, особенно хирургов, которые иногда проводят по 6-10 часов в операционных. Поэтому правильный выбор цвета помогает их глазам не столь уставать.

В больницах, как и в других зданиях, используют и формообразующие свойства цвета для оптического изменения пространства. Однако, здесь больше, чем где бы то ни было, учитывается гигиеническо-эстетическое воздействие цвета. Гладкие светлые поверхности без рисунка делают интерьеры больниц более опрятными.

Палаты больниц должны быть светлыми, жизнерадостными. При выборе цветового решения больничных палат основным является диагноз болезни. Так, например, для палат кардиобольных не рекомендуется применять красные и оранжевые цвета, для почечных больных - синие оттенки. Для нервнобольных с повышенной раздражительностью рекомендуют стены палат красить в успокаивающие синие цвета, а для депрессионных больных, потерявших «вкус к жизни» - в солнечные жёлтые цвета.

Самый благотворный и медицинский цвет в интерьерах больниц - зелёный. Именно этот цвет и его оттенки (зелёно-голубой, светло-зелёный) стараются повсеместно вводить в больницы (постельное бельё, одежду врачей, шторы, стены). Аптеки всего мира (кроме стран СНГ) имеют символический знак - зелёный крест.

В операционных именно зелёно-голубой цвет одежды врачей, прикрытия больного, особенно рядом с оперируемой раной, способствует зрительному успокоению глаз хирургов, а также антисептическому воздействию на саму рану. Наконец-то врачи, благодаря цветотерапии, признали, что не белый цвет (символ чистоты) необходимо, в основном, использовать в операционной (в ней и так должно быть идеально чисто!). Тем более, что контраст между операционным полем и всем белым окружением был слишком велик, что отрицательно сказывалось на зрении оперирующих врачей.

Магазины. В цветовой отделке торговых залов магазинов учитывается цвет основной продаваемой продукции.

Так, например, в булочных, учитывая, что там в самих хлебобулочных продуктах представлена вся шкала тёплых цветов, рекомендуется применять холодные цвета (синий, зелёный, голубой).

Для продуктов мясныхлавок зеленовато-синие цвета подчеркнут сочность мяса и придадут им свежий вид.

В рыбных магазинах целесообразно синими цветами создавать атмосферу прохлады и влажности.

В ювелирных магазинах должен царствовать жемчужно-серый цвет, чтобы не изменялись истинные цвета драгоценностей.

Магазины по продаже тканей должны быть очень сдержаны и лаконичны по цвету, быть фоном для радужного разноцветья своей продукции.

Для парфюмерных магазинов характерны розовая, фиолетовая, голубая гаммы, что очень соответствуют воздушному характеру товаров.

Офисы.Раньше слово «офис» ассоциировалось, в основном, с серым интерьером, который якобы не отвлекал работников от дел. Сегодня, благодаря советам цветопсихологов, серый цвет постепенно перестаёт доминировать в офисах. Люди, которые уверенно чувствуют себя на работе и в жизни, подсознательно стремятся сделать уютным и оживлённым своё рабочее место. И в этом им помогают цветные предметы: органайзеры, фото, папки, ручки, цветы и т.д. Лучшим цветом для стимуляции умственной деятельности является жёлтый. Но активные возбуждающие жёлтые оттенки лучше использовать в иных, выше перечисленных предметах, а для стен самого офиса подойдут приглушённые жёлтые оттенки.

Однообразная работа спорится в красных комнатах, а вот для релаксации и усидчивости лучше синие комнаты. И конечно, зелёный цвет, успокаивающий глаза и психику. Например, в виде растений на подоконниках. Эти зелёные комнатные растения очень помогут создать в офисе деловую и в то же время жизнеутверждающую атмосферу, напоминающую, что там, за окном, ждёт природа, когда вы наконец-то, «сделаете дело и будете гулять смело».

Столовые, кафе, рестораны. Предприятия общественного питания (так называются эти заведения в нормативных строительных документах) выполняют две функции: в первую очередь, питают «общественность», а во вторую - создают условия для приятного времяпрепровождения, то есть отдыха посетителей. От удачного цветового решения во многом зависит, как будут реализованы эти функции.

С первой функцией проще: поддержать аппетит посетителей можно так называемой «пищевой» колористической гаммой тёплых цветов (оранжевый, красный, жёлтый). Хотя справедливости ради надо отметить, что главную роль здесь сыграют умелые повара - искусно приготовленная ими еда прекрасно будет употребляться и в холодной колористической гамме интерьера.

Поддержание второй функции зависит от ряда факторов: типа предприятия общественного питания, возрастного и национального состава посетителей, названия и др.

В зависимости от типа предприятия общественного питания изменяется форма отдыха посетителей. Так, в торговом зале рабочей столовой отдых носит краткосрочный, профилактический характер. Здесь следует создавать цветовой климат, радикально отличающийся от цветового климата производственных помещений. Это будет способствовать лучшему отдыху во время обеденного перерыва. Так, если работники трудятся в освещённом и шумном цехе, в обеденный перерыв им необходима спокойная обстановка. Интерьер столовой должен иметь нейтральный колорит без резких цветовых акцентов.

В интерьере же столовых, обслуживающих, например, шахтёров следует использовать цвета, которые бы создавали радостное праздничное настроение, подчёркивали яркость и красочность «надземной» жизни.

В кафе или ресторане отдых носит развлекательный и более разнообразный характер (организация концертных программ, танцев и т. д.). Существенно увеличивается и продолжительность этого отдыха. Так, например, в клубных кафе и некоторых ресторанах посетители могут проводить время и днём, и ночью.

Цветовое решение кафе, ресторанов должно служить фоном для приятного общения посетителей во время принятия вкусной еды. Как ни в одном типе общественных заведений здесь широчайший выбор художественных средств выразительности, включая формы, отделочные материалы, свет и, конечно же, цвет, для создания оригинального художественного образа интерьера. Но, тем не менее, желательно помнить о психофизиологических воздействиях цвета на человека и использовать их в режиссуре интерьеров. Так, например, спокойная, пастельная цветовая гамма будет создавать уютную атмосферу, располагающую к неторопливому общению. Для респектабельной публики можно создать атмосферу благородной роскоши благодаря тёмным тонам дерева в мебели, тёплым цветам стен и тканей, позолоте или серебру аксессуаров. Совсем по другому решаются кафе для молодёжного контингента, особенно ночные клубы. Яркий, стильный, современный - основные эпитеты, которые уместны для этих заведений. Главное здесь музыка и танцы, а не задушевные беседы за чашечкой кофе. Часто цветовые эффекты достигаются здесь за счёт разнообразнейшего освещения и цветомузыки. Важно, при активном употреблении «кричащих» красок не опуститься до вульгарности.

Выбор колористического решения кафе или ресторана зависит также от его названия, национальной кухни. Так, например, в ресторане с историческим названием («Клеопатра», «Цезарь», «Наполеон») желательно поддержать цветом ощущение правдивости старины, подчеркнуть «аромат» веков. В кафе с названиями типа «Аленький цветочек», «Русалочка», «Бармалей» цвет должен помочь создать ауру сказочности и экзотичности. В ресторанах с национальной кухней, разумеется, цвет является одним из главных декоративно-художественных средств, поддерживающих национальный колорит данного заведения.

Главное помнить: при создании интерьера кафе или ресторана (для студентов или бизнесменов, для детей или пенсионеров) самая важная функция применяемого колористического решения - вызывать положительные эмоции. Тогда и принимаемая в этом интерьере еда и питьё пойдут посетителям только «на здоровье».





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 305;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.034 сек.