Цвет и объёмно-пространственная форма помещений

В главе III было уделено достаточно внимания рассмотрению вопроса о закономерностях взаимодействия цвета и объёмно-пространственной формы. Как выяснилось, цвет способен активно влиять на восприятие формы, выражать её характеристики и свойства, но может и целенаправленно их изменять.

Интерьер - это объёмно-пространственная форма. Поэтому кратко проанализируем возможности цвета при взаимодействии с объёмно-пространственной формой в интерьере.

Цвет в интерьере может:

• выявить основные характеристики формы - геометрический вид, величину, положение в пространстве, массу (например, если в помещении пол по цвету темнее, чем стены, то это подчеркнёт стабильность и надёжность основания);

• иллюзорно изменить представление об основных характеристиках формы (если в помещении потолок по цвету намного темнее, чем стены и пол, то он будет зрительно сверху «давить», а само пространство будет казаться значительно ниже);

• объединить формы или расчленить их на родственные группы (оконные и дверные откосы, ниши и проёмы, окрашенные в один цвет со стеной, усиливают впечатление её объёмности);

• выделить одну форму из массы других (например, выделяют ярким насыщенным цветом одну из стен, на которой размещают интересные ценные вещи);

• обеспечить цветопредметную целостность интерьера (для открытых стеллажей без задних стенок объединяющим цветом становится цвет стен).

На рис. 30 приведены некоторые возможности цвета по зрительному изменению объёмно-пространственной формы интерьера.

Интерьер - это не только одно, отдельно взятое помещение, иногда это целая система пространственных помещений. Отличительная особенность такой системы состоит в том, что она воспринимается в движении.

Продуманным размещением цветовых акцентов в системе пространств здания и использованием формообразующих возможностей цвета можно:

• облегчить зрительное восприятие интерьера (его пластики, масштаба, пропорций, ритма построения);

• объединить в единое целое разнообразные элементы пространства;

• подчеркнуть значение главного пространства - ядра композиции - и соподчинённость ему других пространств;

• выявить структурные узлы - горизонтальные и вертикальные коммуникации (коридоры, переходы, лестницы, холлы);

• изменить протяжённость коммуникаций;

• подчеркнуть тектонику (художественное выражение конструктивно-художественного содержания формы) конструктивных элементов и членений;

• усилить композиционные характеристики пространства - замкнутость или раскрытость, симметрию или асимметрию, динамизм или статичность;

• расчленить единое пространство на обособленные зоны по функциональному и психологическому назначению;

• организовать графики движений людей, зафиксировать места поворота движения;

• сконцентрировать внимание на эффективных ракурсах, характерных узлах, выделить выразительные детали;

• подчеркнуть пластику объёмно-пространственной формы или иллюзорно её деформировать.

Перечисленные композиционные задачи решаются благодаря формообразующим возможностям цвета. Всё сказанное свидетельствует о том, что цветовое решение должно приниматься одновременно с решением самого интерьера на основе его общего архитектурно-композиционного построения.

Гармоничное сочетание цвета и материала.В живописи художник работает только красками. В архитектуре же (экстерьере и интерьере) цветовую среду создают также и материалы. То есть цветоносителями в интерьере бывают как цвет красок, так и материал. Каждый из них обладает специфическими особенностями и различными композиционными возможностями. В главе «Закономерности цветовой композиции» они уже рассматривались, а также взаимосвязь цвета и фактуры формы. Поэтому в этой главе подробно рассмотрим гармоничные сочетания цветов и материалов по принципам цветовой теории «Времена года».

Цветовая теория «Времена года» в интерьере.Человек - дитя Природы - с рождения живёт среди гармоничных природных цветовых сочетаний. Поэтому именно они привлекательны для него на уровне подсознания более других цветовых эффектов.

Радостный фейерверк весенних красок, элегантность прохладно-свежих красок лета, сочные краски урожая осени или строгий зимний контраст белого и черного - настроения природы, которые с детства внушают человеку чувство гармонии. Это же чувство вполне вызовут цветовые комбинации времён года в интерьере жилых и общественных зданий. Поэтому интерьер любого помещения может быть оформлен в цветовой гамме различных времён года с учётом его назначения.

Помимо субъективных предпочтений необходимо учитывать ещё и психофизиологическое воздействие цвета на человека. Но «высший пилотаж», то есть грамотное дизайнерское цветовое оформление помещений - это когда выдержан стиль выбранного времени года. Когда его характерная цветовая гамма хорошо поддержана формой, материалами, структурой, рисунком декоративных составляющих интерьера (мебель, аксессуары, ткани ковры и др.).

Рассмотрим сочетания цветов и материалов по принципу «Времён года», опираясь на классификацию, которую дала в своей книге «Дизайн вашей квартиры» Г. Ваттерман.

Весна.1. Основной цветовой подтон у всех красок - жёлтый.2. Общие признаки цветов: тёплые, лёгкие, приветливые, радостные.3. Настроения интерьера в целом: нежное, заботливое, радостное, оживлённое.4. Весенние цветовые нюансы, задающие настроение при обустройстве интерьера: цвет яичной скорлупы, жёлто-зелёный, жёлто-красный, светло-коричневый, липово-зелёный, абрикосовый, краски для акцента и для оживления общего фона похожи на первые цветы: васильковый, маково-красный, фиалковый. Нейтрально действует гранитно-серый и тёплые коричневые тона.

5. Ткани: с гладкой и тонкой поверхностью (лён, репс, велюр, шелк).

6. Оформление стен: обои, обивка из ткани или покраска с гладкой тонкой структурой.

7. Ковровые покрытия: слабо структурированные фактуры.

8. Дерево: с желтоватым подтоном (ясень, лиственница, кедр, вишня). Форма и структура мебели - лёгкая. Вполне подходит и плетеная мебель.

9. Металлы: с золотистым отливом (латунь).

10. Камень: мрамор и гранит тёплых тонов, гладкая терракота, травертин.

Лето.1. Основной цветовой подтон - голубой.2. Общие признаки цветов: холодные, матовые, нежные, размытые.3. Настроения в целом: прохладно-элегантное, сдержанное, спокойное, мягкое, романтичное, свежее.

4. Летние нюансы, определяющие характерное цветовое настроение интерьера: молочно-белый, линялый голубой, увядшая роза, серебристо-серый, нежный сиреневый. Цветовые акценты летнему помещению придадут едко-розовый, флоксовый, малиновый, прохладный ванильно-жёлтый, сине-зелёный. Подходящие коричневые тона - шоколадный или кофе с молоком.

5. Ткани: гладкие, сдержанных летних оттенков (шёлк, муар, сатин, велюр, тонкий лён).

6. Оформление стен: гладкие обои или ткани, лакированная покраска.

7. Ковровые покрытия: тонкие слабо структурированные фактуры.

8. Дерево: светло-жёлтое, белое, красноватый махагон. Паркет, доски, древесина мебели - шелковисто-матовой полировки или с плёночным покрытием (ламинат). Мебель по форме и структуре поверхности должна быть сдержанно элегантной.

9. Металлы: серебристые (хром, алюминий, серебро, тёмная медь).

10. Камень: мрамор, гранит - прохладных оттенков.

Осень. 1. Основной цветовой подтон - красный. 2. Общие признаки цветов: тёплые, светящиеся, землистые, неяркие, насыщенные (цвета урожая). 3. Настроения в целом: уютное, мягкое, тёплое, роскошное, созерцательное.

4. Осенние нюансы: ракушечный, яично-жёлтый, каштановый, томатный, медный, сливово-фиолетовый, хаки, оливковый. При обустройстве интерьера в осенних тонах не вмешивать в уютную мягкую цветовую картину никакие яркие или слишком лёгкие тона.

5. Ткани: материалы грубой выделки, пышной структуры (буклированная, бязь, габардин, хлопок, твид, парча, бархат).

6. Оформление стен: рельефные обои или ткани, шероховатая штукатурка, рыхлая окраска, деревянная обшивка. Узоры - крупные природные мотивы.

7. Ковровые покрытия: мягкие, а также буклированной грубой структуры. Хорошо подходят покрытия из натуральных материалов: циновки, сизаль.

8. Дерево: природные красновато-золотистые тона (вишня, дуб, тис, палисандр, махагон). Мебель: желательно неполированная, может быть барочно-пышной и уютной, а также плетёной.

9. Металлы: с красноватым оттенком и матовым блеском (латунь, медь, бронза).

10. Камень: мрамор, гранит - тёплых оттенков, а также розоватый травертин, порфир, терракота, керамическая плитка.

Зима. 1. Основной цветовой подтон - синий. 2. Общие признаки цветов: холодные до ледяных, ясные, лучистые. 3. Настроения интерьера в целом: деловое, холодное, динамичное, авангардное. 4. Зимние нюансы: как и в природе, - жёсткий контраст чёрного и белого. Оживление здесь вносят сильные цвета чистых нюансов - ярко-красный, неоново-розовый, лазурно-голубой, солнечно-жёлтый, хвойно-зелёный, холодный голубой подтон отличает их от близких ярких весенних тонов.

5. Ткани: применимы все материалы, желателен геометрический узор.

6. Оформление стен: выразительные структуры и крупный экспрессивный узор, грубая штукатурка или объёмная техника покраски, а также гладкие лакированные поверхности.

7. Ковровые покрытия: однотоновые, геометрический узор и блеск поверхности усиливают зимний эффект.

8. Дерево: тёмные красноватые и оливковые тона. Лучшим решением будет покрытие цветным лаком. Форма мебели - строгая, ясная. Также для мебели характерны синтетические мате-риалы и металлы.

9. Металлы: с холодным серебристым блеском (серебро, хром, алюминий).

10. Камень: холодные оттенки натуральных камней.





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 311;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.016 сек.