Ахроматическим (светлотным) контрастом называется изменение светлоты цвета под действием соседних цветов. Хроматическим (цветовым) контрастом называется изменение цветового тона.

Одновременный контраст.Если взять две серые одинаковые бумажки и положить одну на белый, а другую на чёрный фон, то они покажутся различными: лежащая на белом фоне будет гораздо темнее, чем та, что находится на чёрном фоне. «Чем ночь темнее, тем звезды ярче».

Общее правило одновременного контраста как для ахроматических цветов, так и для хроматических: на светлом фоне всякий более тёмный цвет темнеет, на тёмном фоне более светлый - светлеет.

Если заменить серые прямоугольники жёлтыми, на чёрном фоне жёлтый цвет будет казаться светлее, на белом - темнее. Если в качестве фонов вместо чёрного и белого взять два хроматических цвета, резко отличных по светлоте - например, тёмно-синий и светло - жёлтый, то на тёмно - синем фоне всякий цвет будет светлеть, на светло-жёлтом - темнеть.

Последовательный контраст. Последовательным контрастом называется возникновение контрастного цвета на некотором поле или при закрытых глазах после смотрения на яркий свет или цветной объект.

Например, если из глубины комнаты смотреть на окно, а затем закрыть глаза, то в зрительном аппарате возникнет образ окна, но цвет и светлота его стекла и оконной рамы будут противоположны цвету и светлоте раздражителя. Стекло (или небо за стеклом) будет тёмным, а оконная рама - светлой. (Попробуйте!) Чем больше света, тем большая нагрузка на сетчатку глаза и, следовательно, более быстрая её утомляемость в тех местах, на которых запечатлевается небо. Когда мы закрываем глаза, эти места сетчатки особенно утомленны, и поэтому в последовательном образе здесь появляется тёмная или обладающая лишь слабым светом зона.

Части же сетчатки, на которые попадает изображение тёмного оконного переплета, раздражаются мало, а значит также мало и утомляются. Как бы плотно не были закрыты глаза, через веки проникает ещё достаточно света, чтобы вызвать раздражение мало утомлённых частей сетчатки и тем самым слабое световое ощущение. Таким образом, при закрытых глазах оконная рама кажется светлее. Это ахроматический последовательный контраст.

Если смотреть некоторое время (15 - 20 с) на ярко-красное пятно, а потом перевести взгляд на белую поверхность, то на этой поверхности мы увидим лёгкое, как бы светящееся цветное пятно зеленоватого оттенка. Это явление называется последовательным образом или хроматическим последовательным контрастом.

Явление цветовых последовательных образов объясняется утомлением подвергавшихся раздражению зрительных клеток. Когда мы видим красный предмет, возбуждаются те зрительные клетки, которые реагируют на красный цвет и, соответственно, начинают утомляться. С целью сохранения для глаза зрительного баланса начинают работать клетки, реагирующие на зелёный цвет, и поэтому создается иллюзия зеленоватого цвета. Последовательный образ, естественно, видится и на фоне другого цвета, но более чётко он выявляется на белом фоне. Каждый цвет вызывает ощущение собственного контрастного цвета. Контрастные цвета близки к дополнительным, но не тождественны с ними (рис. 116).

Основные контрастные пары цветов - это красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый, белый и чёрный. В литературе, посвящённой цвету, их иногда называют «комплементарными» цветами. Гёте называл их «гармоничными контрастными» цветами. Вообще, в данной литературе самый большой «контраст» в терминологии, именно по этому вопросу: очень часто путают дополнительные цвета с контрастными. В цветоведении и в изобразительном искусстве слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий, что приводит также к путанице. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно в главе III. Пока «учёные мужи» законодательно не закрепили за «последовательно контрастными» цветами точного единственного термина, будем придерживаться их краткого названия - контрастные. Общие закономерности хроматического последовательного контраста:

• зрительное изменение цветового тона всегда происходит в сторону цвета контрастного к цвету фона (жёлтый на оранжевом фоне будет чуть зеленоватым, оранжевый на жёлтом фоне - красноватым);

• более насыщенный цвет вызывает и более сильный контраст в отношении менее насыщенного цвета;

• очень сильное освещение уменьшает действие контраста, а слабое - повышает;

• действие контраста наиболее эффективно очень короткий период, а затем ослабевает (утомляются органы зрения);

• ахроматическое оконтуривание цветом снижает действие одновременного контраста (цветные стёкла витражей, обведённые чёрным контуром герои диснеевских мультиков, - очень яркие).

Несколько примеров из жизни:

• если из комнаты, освещённой лампой накаливания (жёлтый свет) взглянуть на сумеречное небо или снег за окном, то они покажутся фиолетово-синими;

• переход из ярко-красного помещения в розовое создаёт впечатление тусклости, припылённости, но эта же розовая комната покажется значительно более розовой, если войти в неё из зелёного помещения - мясо будет на прилавках выглядеть более розовым (свежим) на зелёных подносах;

• цветные ювелирные украшения не будут изменяться при рассматривании их на серой поверхности, так как у серого нет контрастного цвета.

Пограничный контраст.Каждый цвет определённого цветового тона на границе с более светлым соседним полем того же цветового тона становится как бы темнее.

Пограничный контраст создаёт как бы эффект волнообразной вогнутости и выпуклости полос. (Домашнее задание, уважаемый читатель: подумайте сами, отчего это происходит. Ответ можно «озвучить» своим родным или друзьям, что явно подымет ваш авторитет в их глазах.)

Иррадиация. Оптическим воздействием цвета объясняется также и такое явление как иррадиация. Светлые поверхности как бы увеличиваются вширь.

Так, например, белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Светлые цвета обладают большей энергией, чем тёмные, поэтому падающий от них на сетчатку свет раздражает и прилегающие нервы. Это явление играет существенную роль в графическом дизайне при конструировании шрифтов.

Явление хроматической стереоскопии.Если спектральный цветовой круг поместить на чёрное основание, то при рассматривании цветов будет казаться, что жёлтая часть круга выступает вперёд, красная - меньше, а синяя и фиолетовая - как бы отступают в глубину. Это оптический эффект хроматической стереоскопии, известный под названием «выступание - отступание» цветов (рис. 21).

Помимо индивидуального опыта зрительного восприятия этот эффект обусловлен также и физиологическим строением глаза (изменяется кривизна линз глаза). Явление хроматической стереоскопии зависит от цветовых характеристик:

• цветового тона (тёплые цвета выступают, холодные - отступают);

• светлоты (светлые и тёплые цвета в силу иррадиации воспринимаются выступающими на тёмных и холодных фонах);

• насыщенности (насыщенные цвета - выступающие);

Это свойство цветов («выступание - отступание») используют художники на своих картинах, а также дизайнеры интерьеров.

Использование теоретических знаний основ Цветоведения, базирующихся на многих фундаментальных науках, способствует тому, что применение цвета в любой практической деятельности будет научно-аргументированным, а не просто на уровне личных пристрастий.

Цветовые ассоциации. Таблица

Как мы уже выяснили, восприятие цвета - сложный процесс, обусловленный не только физическими, физиологическими, но и психологическими факторами. За долгий путь развития человеческого зрения, психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высоко развитого чувства цвета современного человека.

В психологии под чувством цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащённое восприятие цвета, когда возникают определённые образы, связанные с ними воспоминания, эмоции, психические состояния. То есть появляются ассоциации, связанные с цветом.

Эмоциональные ассоциации могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Например, весёлые, грустные, безразличные.

Цвет может возбуждать кроме органов зрения и другие органы чувств - осязание, слух, вкус, обоняние. То есть цвет может вызвать такие физические ассоциации, как лёгкий, холодный, тихий, гладкий, отступающий, тяжёлый и т.д.

Проводился ряд экспериментов: нескольким испытуемым предлагалось перенести на определённое расстояние две группы ящиков, выкрашенных в жёлтый и коричневый цвет. После того как ящики были перенесены, участникам эксперимента задавался вопрос: «Какая группа ящиков тяжелее?» Из них 90 % ответили, что коричневая группа, хотя вес ящиков был абсолютно одинаков.

Возникающие при восприятии цветов ассоциации - несобственные качества цвета. Собственные качества цвета - это такие основные характеристики, как цветовой тон, светлота, насыщенность. Несобственные качества, отражающие тесную связь цвета с предметом, всегда были очень важны для всех видов искусств, так как благодаря им можно усиливать выразительность и эмоциональный настрой художественного произведения, пространства в интерьере и т.д.

Перед тем как просмотреть таблицу цветовых ассоциаций, которая была составлена на основе исследований специалистов в данном вопросе (Р. Арнхейм, Г. Цойгнер, Г. Фриллинг, К. Ауэр), а также ряда социальных опросов, проведенных автором, попробуйте, уважаемый читатель, поучаствовать лично в подобном опросе. Возьмите лист бумаги, напишите на нём через определённые интервалы все спектральные цвета плюс ахроматические. Против каждого цвета напишите сначала быстро, а потом спокойно обдумывая, «копаясь» в воспоминаниях вашей жизни вплоть до младенчества, ассоциативные слова, обозначающие предметы, явления или эмоции, связанные с каждым цветом.

Конечно, сила и характер воздействия одного цвета на разных людей неодинакова. Они зависят от многих как объективных факторов (собственных качеств цвета, площади, фактурности цветной поверхности, местоположения в пространстве), так и субъективных (настроения, характера, восприимчивости человека).

Однако многочисленные исследования показывают, что одни и те же цвета и сочетания цветов вызывают у большинства людей близкие психофизиологические реакции. И многие из них объясняются объективными физическими и физиологическими закономерностями. Например, эффект «выступание и отступание» цветов уже объяснён в главе I как «явление стереоскопической полихромии».

Пространственные свойства цвета были замечены и использовались ещё художниками эпохи Возрождения, которые в своих работах пользовались как линейной перспективой, так и воздушной, и цветовой. Передние планы на своих полотнах они изображали в тёплых коричневатых тонах, а дальние - в прохладных, высветленных, сине-зелёных, голубых тонах (рис. 22).

Существует столь же научное объяснение результатам неоднократно проводимых экспериментов со слепыми людьми, на ощупь определяющими красный цвет по теплу, исходящему от цветных образцов. Если посмотреть на шкалу электромагнитных излучений Вселенной (рис. 2), то спектральное видимое излучение, вызывающее красный цвет, находится на границе с самым «горячим» по температуре инфракрасным излучением. Данное «соседство» объясняет, что эти излучения при поглощении поверхностью выделяют большее количество тепла по сравнению с холодным, например, синим цветом.

Этим объясняется, между прочим, и парниковый эффект на Земле. Кроме физически объяснимых температурных различий красного и синего цвета, в основе их различий лежат также и вековые ассоциации с тёплыми и холодными предметами и явлениями окружающего человека природного мира. Например, красный цвет воспринимается как тёплый, потому что он ассоциируется с огнём. Синий же цвет воспринимается как холодный, потому что он ассоциируется с водой, льдом, небом и, естественно, вызывает у нас чувство прохлады и свежести.

Данные «природные» ассоциации легли в основу принятого в цветоведении разделения спектрального цветового круга на тёплую и холодную части. Когда мы сравниваем цвета, их температурные качества могут изменяться по нескольким причинам. Например, «берлинская лазурь» теплее «ультрамарина». Оптимально насыщенные чистые цвета будут холоднее соответствующих слабо насыщенных. Тёмные цвета будут казаться теплее, чем соответствующие им светлые. Явления последовательного контраста будут давать «температурные» оттенки. Например, чистый красный цвет на фиолетовом фоне будет казаться теплее того же красного на оранжевом фоне.

Умение видеть относительные качества цветов - изменение их «температурности» - служит прекрасным подспорьем для создания цветовых гармоний (об этом подробнее мы поговорим в главе «Закономерности цветовой композиции»). И это же умение является показателем выработки утончённого колористического чувства цвета. Чем, увы, не могут похвалиться многие даже профессиональные художники.

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 386;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.017 сек.