Изменение цвета древесины. Сущность закона хроматического контраста
Крашение — изменение цвета фона, усиление или ослабление его естественного тона, а также имитация одной породы под другую. При крашении используются различные красители. Водорастворимые красители бывают: анилиновые и протравные.
Анилиновые красители красят в цвет красящего раствора. Действие протравных красителей основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами древесины.
Водорастворимыми красителями окрашивают вручную, окунанием, распылителем, вальцами. После окрашивания заготовки сушат в условиях цеха или в сушильной камере. Различают естественные и искусственные красители.
Естественные красители: отвар коры дуба, отвар шелухи лука, настой кофе и чая, отвар перепонок грецких орехов.
Искусственные красители: водные и спиртовые морилки. Наносят морилку в несколько слоев, каждый слой наносят после высыхания предыдущего.
Морилка глубоко проникает в сырую древесину и усиливает текстуру, цвет. Отдельно взятый вид древесины по-разному воспринимает морение.
Для мозаичных работ необходимо правильно выбрать древесину с текстурой, определенного цвета и блеска. Используя богатство оттенков каждой породы древесины, мозаичник может создавать наборы любого цвета.
Цветовое решение. Цвета разных кусочков шпона в мозаичном наборе влияют друг на друга, создавая цветовую гамму. Цветовое решение мозаики — это художественное содержание набора. Для цветовой гармонии руководствуются законами цветоведения, свойствами цветов, и их сочетанием.
Свойства цветов. Кажущееся удаление цветовой поверхности от зрителя, или приближение; слияние цветов на расстоянии; влияние цвета на кажущееся увеличение или уменьшение размеров детали; изменение цвета при искусственном освещении; ощущение тепла и холода. В работе мозаичнику помогает умелое использование закона хроматического контраста. Чтобы понять закон, необходимо знать, что все цвета разделяются на 2 группы: ахроматические (черный, белый, серый цвет); хроматические — все оттенки спектра.
Сущность закона хроматического контраста. Цвета взаимно влияют друг на друга — поэтому восприятие цветового объекта зависит от окружения, в котором он находится.
Противоположные цвета спектра наиболее контрастны по отношению друг к другу, помещенные рядом, они усиливают яркость и насыщенность.
При соседстве двух близких по тону цветов, насыщенность обоих цветов уменьшается. Ахроматический тон на цветовом фоне приобретает цветной оттенок.
Цвет и текстура древесины непостоянны. Цвет со временем меняется. Меняется цвет и под слоем лака. Текстура древесины под лаком становится ярче. Смочив шпон водой, можно определить, как он будет выглядеть под лаком.
Блеск древесины — направленное отражение светового потока. Степень блеска зависит от породы, плоскости разреза, наличия сердцевинных лучей.
Характер блеска древесины у разных пород неодинаков: полуматовым (сатиновым) блеском обладает древесина бука, дуба, граба, тополя, березы, яблони, груши, липы: шелковистым — чинара, кедра, клена; муаровым — береза, серый клен, лавровишня и др. У некоторых пород бывает искристый блеск (отдельные блестящие точки).
Блеск и цвет древесины зависят не только от ее природных свойств, но и от условий освещения, что называют светоотражением древесины.
Светоотражение. Под светоотражением древесины подразумевают способность к изменению оттенков в зависимости от угла падения светового луча по отношению к направлению волокон и месту расположения зрителя. При поворачивании поверхности древесины по отношению к источнику света или при перемещении зрителя наблюдаются переливы светотени: матовые места становятся блестящими, темные — светлыми, и наоборот, а цвет древесины меняет оттенок, приобретая золотистый или серебристый отлив.
Светотеневые переливы — ценное декоративное качество древесины, позволяющее обогатить ее текстуру при создании мозаичных наборов типа паркета. Это свойство древесины необходимо учитывать при выполнении сюжетных композиций и написании портретов.
Отбеливание — обработка древесины отбеливающими средствами (перекись водорода, цианистая и щавелевая кислоты) с целью получения чистых и ярких тонов, осветления цветового тона древесины. В зависимости от желаемого отбеливающего эффекта перекись водорода разбавляют водой в соотношении 1:1. Деревянные поверхности предварительно необходимо хорошо просушить.
Наибольший эффект достигается при применении высокой концентрации перекиси водорода.
При отбеливании небольших поверхностей в перекись водорода добавляют нашатырный спирт.
При отбеливании больших поверхностей: вначале наносят раствор перекиси водорода и поверх нее щелочь. Нашатырный спирт применять не стоит, если планируется в дальнейшем нанесение лака. Отбеливающая морилка — смесь перекиси водорода и морилки.
Щавелевая кислота применяется для осветления дуба. Раствор наносят в горячем виде, затем древесину промывают водой, чтобы убрать остатки кислоты. Отбеливание будет качественным, если вначале провести обессмоливание посредством поташа.
Цианистая кислота — отбеливающее средство глубокого действия, отбеливание выполняют на изделиях, пропитанных клеем.
Обжиг — процесс обработки древесины пламенем газового резака, паяльной лампы. Для того, чтобы древесина не трескалась и не коробилась, поверхность обрабатывают неразбавленной соляной кислотой, или огнеупорной солью. Древесину обжигают, чтобы получить темный фон для достижения объемного эффекта. Самый простой способ обжига — в горячем песке.
Техника безопасности. Работу, связанную с изменением цвета древесины, следует проводить, соблюдая правила техники безопасности:
• помещение должно оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией, водопроводом;
• протравы хранятся в закрытой темной посуде;
• иметь индивидуальные средства защиты (резиновые перчатки, фартуки, пинцеты, защитные очки, респираторы).
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 415;