Предмет и виды перспективы

Мы ознакомились с сущностью метода центрального проецирования в предыдущей статье, пользуясь которым решают задачи по изображению предметов. При этом результат может быть самым непривычным для нашего зрительного восприятия. Задача перспективы как науки состоите том, чтобы дать художнику такие методы и приемы, пользуясь которыми можно получать изображение, близкое нашему зрительному восприятию.

Поэтому в перспективе метод центрального проецирования ограничен следующими предварительными условиями (объяснены далее):
1) изображаемые предметы должны находиться в поле ясного зрения и как правило в предметном пространстве;
2) плоскость проекций (картина) располагается перед центром проекций (точкой зрения) перпендикулярно к предметной плоскости;
3) удаление точки зрения от картины допускается в определенных пределах;
4) главный луч зрения перпендикулярен к картине.

Сущность построения перспективного изображения иллюстрирует гравюра Альбрехта Дюрера (рис. 5). Рисующий с неподвижной точки зрения на прозрачном стекле обводит контуры видимых предметов. Термин „перспектива” (французское — perspective) происходит от латинского слова perspicio — „ясно вижу”. Метод рисования, требующий специального станка и прозрачной картины, сложен, и им сейчас не пользуются.

Процесс перспективного рисования с натуры (рис. 6) заключается в передаче на плоскости К того изображения, которое представляется на воображаемой вертикальной плоскости К1, находящейся между глазом и изображаемым предметом. При этом плоскость К1 должна располагаться на таком расстоянии от глаза, чтобы размеры получающегося на ней изображения в точности совпадали с размерами рисунка на плоскости К. В отличие от прибора Дюрера здесь, т. е. на плоскости картины, надо не „копировать” изображение с воображаемой плоскости, а строить его по правилам перспективы.

Перспектива - наука о законах изображения предметов на плоскости или на любой другой поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями размеров, очертаний формы и свето-теневых от ношений, которые наблюдаются в натуре. В то же время перспектива — это центральная проекция, ограниченная возможностями нашего зрительного восприятия.

Различают два вида перспективы: линейную и воздушную.

Линейная перспектива изучает методы и приемы перспективного изображения предметов на плоскости или на любой другой поверхности при помощи построения перспектив точек, линейных отрезков и плоскостей, очерчивающих данный предмет. Линейная перспектива может быть собственно линейной — построенной на вертикальной плоскости. Линейная перспектива, построенная на внутренней или внешней цилиндрической или конической поверхности, называется панорамной. Перспектива, построенная на плоской, цилиндрической или сферической поверхности потолка, называется плафонной перспективой. Линейная перспектива, используемая для построения перспективно-пространственных изображений в скульптуре, называется рельефной. Частным случаем рельефной перспективы является театральная перспектива, дающая теоретические основы и практические рекомендации для построения декораций.

Воздушная перспектива рассматривает вопросы, связанные с изображением цветовых и свето-теневых взаимоотношений предметов в зависимости от условий освещения, состояния окружающей среды, местоположения предмета и пр. Решение задач воздушной перспективы требует знания законов физики, раскрывающих сущность оптических явлений, учета психологии и физиологии зрительного восприятия человеком окружающего пространства, которые зависят в известной степени от способностей художника-живописца и его индивидуального опыта.

В этом курсе рассматриваются теоретические и практические вопросы построения линейной перспективы и даются лишь некоторые сведения о воздушной перспективе.

В настоящее время перспектива как наука располагает весьма значительным арсеналом способов и приемов перспективного изображения. В данных статьях изложены не все известные способы и приемы, а лишь те, которые отличаются простотой и применяются наиболее часто.

В основе перспективного изображения, близкого нашему зрительному восприятию, лежит метод центрального проецирования. Поэтому для более полного и глубокого понимания теории и практики перспективного изображения ознакомимся с его сущностью. Это тем более необходимо, что метод центрального проецирования соответствует принципу работы нашего зрительного аппарата, с помощью которого мы воспринимаем образы предметов окружающего мира.

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 279;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.007 сек.