Виды домовой резьбы
Для украшения дома используются те же виды резьбы, что и в интерьере. Если же резьба выполнена на целом материале, она называется глухой независимо от подвида.
Наиболее широко применяется прорезная резьба, так как она имеет ряд преимуществ: крупные формы орнамента и обозрение с большого расстояния не требу-ют тщательной отделки контуров; выполнить ее можно быстро, тем более, что в домовой прорезной резьбе широко применяются сверла, перки, кругорезы. Все вышесказанное относится и к накладной резьбе. Наметив тот или иной орнамент для включения в домовую резьбу, нужно выбрать вид резьбы и сорт древесины, с помощью которых его можно будет сделать. Если речь идет о таких крупных по площади или вытянутых в длину деталях, как причелины и карнизы, нам выгоднее использовать прорезную или накладную резьбу и еловые или сосновые доски в качестве материала.
Если домовая резьба предназначена под окраску масляной краской и есть выбор материала, то выгодно заменить доски хвойной древесины в прорезной резьбе на осину, липу или ольху. Осина, для этой цели подвергнутая специальной обработке — вообще идеальный материал: она вязкая, более стойкая к сколам от ударов, чем сосна или ель, не боится влаги. Для резьбы, которая предназначена под отделку прозрачными лаками, осина тоже подойдет, только надо выбраковать доски, древесина которых изменила цвет па синеватый или зеленоватый, что с осиной бывает часто.
Такое пятно может выпасть из ансамбля резьбы, имеющего общую теплую гамму. Работать же с ольхой для резьбы под прозрачную отделку можно только в том случае, когда в данном месте желателен именно такой темный цвет, например, в наличниках при светлых рамах, и когда будут другие композиционно организованные повторы их ольхи в ансамбле дома.
Подбирать орнамент нужно таким образом, чтобы максимально уменьшить объем работы, но стараясь при этом не лишить его выразительности. Значит, основной упор будет сделан на удаление древесины с помощью перьевых сверл и выпиливания внешнего контура пилой. Для внутренних узоров и выпилов также надо максимально использовать сверла, а остальную древесину удалять и подравнивать узкой ножовкой. Пила и особенно сверла будут «рвать» древесину по контуру спила или отверстия с обратной стороны доски.
К этому надо быть готовым (обратная сторона не видна), но лучше принять меры предосторожности. Во-первых, следует брать мелкозубую пилу, а сверление перкой выполнять с двух сторон, для чего предварительно просверлить маленькое центральное отверстие. Во-вторых, можно избежать задиров древесины, если приклеить с обратной стороны доски плотную бумагу. Удается уменьшить задиры при сверлении и простым прижатием доски к другой основе. Конечно, во избежание скола элементов резьбы лучше сначала высверливать отверстия, а затем уже применять пилу.
При выполнении контура орнамента полезно снять ножом фасочки по кромкам всего контура резьбы, а также и с обратной стороны. Это создаст не только зрительный эффект, но и обеспечит дополнительную защиту торцов древесины от намокания: гладкую поверхность легче защитить маслом или краской. С этой целью и шероховатости по всей поверхности выполненного орнамента надо зачистить ножом, стамесками, шкурками.
Следует заметить, что иногда прорезной орнамент выгодно делать составным, из двух или нескольких досок, чтобы получить возможность максимально использовать пилу при обработке наружного контура резьбы. При такой технике возникает иногда задача состыковки досок так, чтобы ликвидировать не только щель между ними, но и расхождение в плоскости вследствие их коробления. С этой целью лучше применять шканты (шипы) или гвозди, а также накладные поперечные планочки, прибитые с обратной стороны в местах, где нет вырезов. С учетом таких накладок и места для них и нужно планировать характер рисунка резьбы.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 299;