Первый переходный период
В конце Старого царства из-за наступления песков была утрачена значительная часть обрабатываемых земель, что привело к ухудшению экономического положения и ослаблению центральной власти; стал развиваться сепаратизм местной знати. Все это вызвало распад единого государства после ряда коротких царствований. Начался так называемый Первый переходный период (ХХІІ-ХХІ вв. до н.э., IX - середина XI династии).
После падения Старого царства столица переместилась в Гераклеополь, где правили IX и X династии, пытавшиеся подражать своим предшественникам, но контролировавшие лишь часть территории Египта и не оставившие почти никаких памятников. Понятно, что эти правители, не способные поддерживать порядок в стране, утратили значительную долю божественности, присущей царям Старого царства. Низкие разливы Нила вели к голоду, иногда доводившему до людоедства, а раздробленность вызывала политические и военные конфликты; в Дельту проникали азиаты, и она, видимо, была потеряна.
С воцарением в Фивах собственной, XI династии, синхронной с X, началась ожесточенная борьба севера и юга за господство над всей страной. В более поздние времена Первый переходный период воспринимался как величайшая катастрофа в истории Египта, так как со Старым царством погиб миропорядок, восходивший, как считалось, к началу мира.
Стела Хекаиба Гебелейн. XXII в. до н. з. Известняк. Государственный Эрмитаж. Изображения на стеле Хекаиба отличаются провинциализмом. Художник в целом представлял себе, как должен был выглядеть памятник в традициях Старого царства, но воплотить это не смог. Фигуры хозяина и его жены непропорциональны и угловаты, фигура слуги с чашей висит в воздухе, изображения жертв беспорядочно располагаются в отведенном для них пространстве. Иероглифы врезаны грубо, расположены нерегулярно, а некоторые из них имеют нетрадиционные формы, характерные только для памятников из Гебелейна
Обеднение страны привело к тому, что практически никто уже не имел средств, чтобы соорудить гробницу, оформленную дорогостоящими настенными рельефами, а из-за упадка художественных школ исчезли мастера, способные выполнять столь сложную работу. Из этого положения было найдено несколько выходов. Один из них состоял в замене рельефов небольшой стелой с изображением хозяина за трапезой или принимающего продуктовую жертву Стела обеспечивала Ка хозяина сытость и в этом смысле заменяла все оформление гробницы, но была достаточно проста в изготовлении. Такова эрмитажная стела Хекаиба из Гебелейна в Верхнем Египте. Традиционная сцена трапезы заменена фигурами стоящих хозяина и его жены, хотя стол, и даже не один, присутствует, а процессия людей с приношениями сократилась до одного слуги, подающего чашу.
Другой заменой рельефов стали деревянные статуэтки, помещавшиеся в погребальные камеры. Из этих небольших фигурок, число которых могло составлять несколько десятков, собирались целые сцены повседневной жизни, аналогичные тем, что ранее изображались на стенах. Некоторые из статуэток отличаются высоким качеством резьбы и раскраски, большая часть их довольно примитивна, однако даже самым дешевым из них нельзя отказать в определенной живости. Эрмитажные статуэтки, смонтированные на современной имитации ладьи, не составляют группы и принадлежат к разным композициям, связанным единой тематикой (это понятно по их размерам). Среди них - фигурки гребцов, держащих весла, лоцмана, стоящего на носу, и начальника, стоящего на корме и задающего ритм гребли.
Статуэтки лодочников XXII-XXI вв .до н.э. Дерево; раскраска. Государственный Эрмитаж
Статуэтка ткачихи XXII-XXI вв. до н.э. Дерево; раскраска. Государственный Эрмитаж. Статуэтка сидящей на корточках женщины изображает ткачиху за работой. Руки деревянных статуэток, как правило, прикреплялись к туловищу при помощи шпеньков, что позволяло сэкономить на материале. Однако этот чисто технический изначально прием позволил создавать трехмерные изображения с позами, невозможными в каменной скульптуре. Руки статуэтки были вытянуты вперед, к горизонтальному ткацкому станку
Наконец, в Первом переходном периоде впервые появились деревянные расписные саркофаги. Их отличительной чертой является наличие на внутренних стенках так называемых «фризов предметов» - расположенных поясами изображений вещей, необходимых умершему, - а иногда также и Текстов саркофагов. Отчасти они восходят к царским Текстам пирамид, однако значительная часть этих 1200 изречений вполне самостоятельны.
Тексты саркофагов очень разнородны. В них есть описания иного мира (мира богов) и, прежде всего, так называемых Полей жертв, где должен обитать умерший. Другие изречения посвящены обеспечению хозяина гробницы едой, питьем и прочими необходимыми вещами, третьи позволяют ему изменять свой облик, четвертые избавляют его от необходимости работать и т.д. Входящая в состав Текстов Саркофагов Книга двух путей даже включает в свой состав карту того света. Все эти представления не имеют ничего общего с миром Ка: если мир-Двойник совершенно реалистичен и с небольшими искажениями воспроизводит мир земной (точнее те его элементы, которые были наиболее необходимы для жизни), то мир Текстов саркофагов фантастичен: в нем присутствуют боги и демоны.
В этом проявляется общая закономерность египетской культуры: реальность никогда не описывается словами, а только изображается, фантастика же не изображается, но описывается текстами. Традиция таких саркофагов перешла в Среднее царство, а затем они вышли из употребления.
И «фризы предметов», и Тексты саркофагов присутствуют на эрмитажном саркофаге женщины по имени Ит. «Фризы предметов» с изображениями сосудов, одежды, обуви, украшений, орудий, оружия и список жертв находятся на внутренних поверхностях стенок саркофага. В северной части восточной стенки, то есть возле лица лежавшей в саркофаге мумии, и на внутренней, и на внешней поверхностях помещены изображения двери и глаз, обеспечивавшие хозяйке возможность сообщения с окружающим миром. На внутренней стороне крышки и на днище расположены Тексты саркофагов - тот их раздел, где речь идет о природе солнечного бога.
Искусство скульптуры сильно деградировало с окончанием Старого царства, и от Первого переходного периода мы не знаем о сколько-нибудь крупных каменных статуй владельцев гробниц. Известно некоторое количество больших деревянных статуй, иногда даже в натуральную величину, однако это редчайшие исключения: как правило, даже знатные люди могли заказать лишь небольшую статуэтку. В собрании Эрмитажа хранится фрагмент такой статуэтки, относящийся либо к Первому переходному периоду, либо уже к Среднему царству. Несмотря на сильные повреждения, несомненно, что для своего времени это был памятник высокого качества. Следует обратить внимание на преувеличенные размеры глаз - традиция «второго стиля» Старого царства продолжается, и в деревянной скульптуре она будет играть важную роль на протяжении всего Среднего царства.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 316;