Старое царство. Египет
Ниже и перед фигурой хозяина - шесть рядов изображений: заклание жертвенных животных, процессии людей с приношениями, жреческая служба в гробнице. Такое оформление гробницы обеспечивало главную потребность Ка хозяина гробницы - в еде и питье. На других стенах сохранились изображения Нимаатра, посещающего строительство своей гробницы, слушающего музыку, бьющего рыбу острогой, наблюдающего за жизнью животных пустыни.
Совокупность изображений гарантировала идеальное существование Ка и превращала гробницу в модель мира со всем, что можно увидеть в повседневной жизни, в настоящий мир - Двойник, созданный для хозяина гробницы, который занимал в нем центральное место и был независим от всех тех, кто стоял выше него в реальной жизни.
Количество таких изолированных мирков соответствовало количеству оформленных изображениями гробниц. Мир-Двойник невозможно называть загробным миром, так как он начинал функционировать не после смерти своего хозяина, а сразу же после завершения изображений, что в норме должно было происходить прижизненно (человек мог участвовать в собственном культе в своей гробнице).
Своеобразно и то, что мир-Двойник существовал не вечно, а лишь до тех пор пока сохранялись изображения, поэтому, разрушив их, человека можно было лишить иной жизни. Но если хотя бы одно изображение хозяина сохранилось, его Ка, с египетской точки зрения, продолжает существовать вне зависимости от того, где оно находится - в гробнице или, как в нашем случае, в музее. Поэтому сохранение памятников, чем и занимаются музейщики, есть, по сути, служение Двойникам египтян.
На эрмитажном рельефе из гробницы Хуунефера изображен еще один типичный сюжет - пригон жертвенного скота. Хуунефер стоит в свободной позе, опираясь на посох, за ним - слуга, держащий над его головой зонт, и двое сыновей. Блоки с рельефом находились на правой части стены, оформление которой было полностью посвящено пригону скота и доставке жертв представителями селений; левая часть стены до сих пор находится в гробнице в Гизе.
Рельеф Мерираанха Абусир (?). XXIII в. до н. э. Известняк. Государственный Эрмитаж
В отличие от рельефа Нимаатра, рельеф Мерираанха располагался не внутри гробницы, а на ее фасаде. Это предопределило использование техники врезанного рельефа, мало распространенной за пределами Египта и использовавшейся главным образом для оформления наружных стен построек. Врезанный рельеф более устойчив к выветриванию, что особенно важно в Египте, где ветер постоянно несет песок, легко истирающий мягкий известняк; к тому же, при ярком солнце он дает резкую тень по контуру, тогда как выступающий рельеф засвечивается настолько, что становится почти невидимым.
Мерираанх изображен шагающим, с посохом и жезлом в руках, его фигура развернута характерным для древнеегипетских пространственных построений способом: лицо в профиль (но глаз анфас), плечи и ноги анфас, живот в три четверти. Мерираанх был хранителем царских регалий, то есть человеком, допущенным к царю, что означало очень высокое положение при дворе, так как большинство придворных не имело права видеть царя.
Главными объектами культа и в храмах и в гробницах были статуи. Гробничная скульптура обычно изображает самого хозяина, но возможны также группы, где он представлен с женой, иногда и с детьми. Скульптурная группа, изображающая Анхуджеса и его жену Иинефретеф, невелика и имеет невысокое качество, однако она интересна в первую очередь не своими художественными достоинствами.
Анхуджес был всего лишь управителем селения, а люди, занимающие столь низкое положение, не имели достаточных средств, чтобы заказывать памятники; тем не менее, нам известны две его статуи (вторая в музее Фитцуильям в Кембридже), а значит, у него была и гробница, пусть даже и небольшая, - случай уникальный. Возможно, эти памятники были оплачены не самим Анхуджесом, а его начальником - в качестве высшей возможной награды за хорошую службу.
Скульптурная группа Анхуджеса и Иинефретеф Саккара. XXIV-XXIII вв. до н. э. Раскрашенный известняк. Государственный Эрмитаж. На примере этой скульптурной группы мы можем познакомиться с некоторыми условностями египетского искусства. Довольно хорошо сохранилась раскраска, и мы видим, что если кожа Анхуджеса красновато-коричневая, то у Иинефретеф она желтая. Именно так передавали цвет тела мужчин и женщин: мужчины проводили много времени на открытом солнце, а женщины находились дома. Фигура стоящей Иинефретеф имеет ту же высоту, что фигура сидящего Анхуджеса, - так показывали сравнительную значимость изображавшихся персонажей.
Анхуджес был очень скромным по положению человеком, однако его изображения отличаются от памятников людей значительных только качеством исполнения, но не переданными позами или одеждой. Если человек имел возможность заказать памятник, то он делался по стандартному образцу, и таким образом мелкий чиновник уравнивался с вельможей. Это и понятно: в своих мирах-Двойниках они занимали одинаковое, центральное, место, не отражающее их положение в жизни земной.
На рубеже V и VI династий произошла смена художественного стиля, когда суровая изобразительность первой половины Старого царства вытеснилась стилем несколько манерным: фигуры стали удлиняться и утончаться, глаза, нос и рот приобрели преувеличенные размеры. Этот процесс объясняется, скорее всего, усталостью от сверхчеловеческой мощи раннего искусства, и в таком случае мы имеем дело с первой в истории человечества переменой стиля, не обусловленной идеологией. Памятники Анхуджеса относятся как раз ко времени изменений: кембриджская статуя выполнена в раннем стиле, а эрмитажная уже имеет многие черты «второго стиля» Старого царства.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 296;