История искусства и культуры древнего Египта.

Египет - единственная страна в мире, сохранившая на протяжении пяти тысячелетий практически неизменную территорию, что объясняется совпадением границ государственных и природных. Более того, очень мало изменилась и площадь обрабатываемой земли (в настоящее время около 34000 кв. км), однако в древности она кормила 3-5 миллионов человек, а ныне примерно 80 миллионов.

Древние египтяне считали, что вода во время разливов Нила появляется из пещер, находящихся в районе первого порога. Вероятно, это объясняется тем, что быстрое течение порождало там мощные водовороты, которые были приняты за истоки.

Храмовое изображение истока Нила: бог Реки в пещере

Древний Египет - одно из самых ранних государств в истории человечества - располагался в северо-восточной части африканского континента, в долине Нила от первого порога (недалеко от современного Асуана) до Средиземного моря. С запада и востока пригодная для жизни территория была ограничена пустынями, с севера - морем, на юге же долина сужалась настолько, что не позволяла заниматься земледелием. Страна очень четко разделяется на две половины: Нижний Египет (дельта Нила), и Верхний Египет, представляющий собой узкую долину, зажатую между обрывами скал, за которыми начинается пустыня; долина может достигать до десяти километров в ширину, а местами сужается до нескольких метров.

Древнегреческий историк Геродот по праву назвал Египет даром Нила - он действительно создан Рекой и может существовать только благодаря ей. На протяжении тысячелетий ежегодные разливы Нила, вызываемые зимними дождями в Центральной Африке и Абиссинии, на четыре месяца покрывали водой всю долину; за это время осаждался плодородный ил, являющийся идеальным природным удобрением. Основой египетского сельского хозяйства была ирригационная система, позволявшая при помощи системы дамб задерживать воду разлива на полях и обеспечивавшая высочайшую урожайность (не случайно в начале нашей эры Египет был главным экспортером зерна для Римской Империи).

Разливы, ежегодно вымывающие соли из почвы, также спасали Египет от неизбежной беды, порождаемой интенсивным земледелием, - от засаливания почв, ведущего к падению урожайности. Цвет плодородной земли породил древнее название страны: Кемет - «Черная» (как противопоставление окружающей пустыне, которая называлась Дешрет - «Красная»). После строительства Асуанской плотины разливы прекратились и началось засаливание земель, представляющее серьезную угрозу для будущего страны, особенно на фоне чрезвычайно быстрого прироста населения.

Нил в районе первого порога. Используемое в большинстве современных языков название страны восходит к греческому Айгюптос, которое в свою очередь является искажением одного из древних названий города Мемфиса - Хуткаптах. Завоевавшие Египет арабы были поражены численностью его населения и назвали его Миср, что означает «наполненное место».

ЭКОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИИ. Помимо главного богатства - земли - Египет обладал всеми ресурсами, необходимыми для развития цивилизации. Нил кишел рыбой, которая была для большинства египтян важнейшим продуктом питания; в пустынях, во времена более мягкого, чем сейчас, климата, водилось множество животных, пригодных для приручения и охоты. Камень всех видов и степеней прочности, медь и дерево обеспечивали строительство и изготовление самых разных предметов быта и орудий. Обилием золота Египет славился на весь древний мир, а заросли папируса позволяли в неограниченном количестве производить материал для письма.

Изобилие ресурсов и специфическая экология предопределили многие черты египетской культуры. Предсказуемый режим Реки, почти всегда обеспечивавший гарантированные урожаи, исключал мысль о борьбе с природой и, напротив, заставлял жить с ней в гармонии. Идущий отсюда принцип сотрудничества стал главным и в общественных отношениях, и хотя жизнь большинства населения была тяжела, государство брало на себя заботу об обеспечении основных потребностей неимущих, а справедливость считалась необходимым качеством людей, обладающих какой-либо властью. Отсюда же проистекает мирный и незлобивый нацио­нальный характер египтян, сохранившийся до наших дней.

Древние египтяне не имели представления об истории как последовательность уникальных событий с определенной логикой развития. Вместо этого они воспринимали жизнь общества как непрерывное воспроизведение циклов - годов, царствований и т. д. Поэтому исторических сочинений в Египте не было, а историческая память отражалась в списках царей, имевших, впрочем, чисто культовое назначение: они были нужны для того, чтобы не обделить жертвоприношениями никого из умерших правителей. Лишь в III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал нечто вроде истории своей страны для греков и на греческом языке. Его сочинение утрачено и дошло до нас лишь в цитатах классических авторов; судя по ним, оно представляло собой перечень царей с упоминаниями событий, происходивших в некоторые царствования.

История Древнего Египта, которую пишут современные исследователи, в большой мере основывается на памятниках, которые специально историческую информацию не фиксировали и отражали ее очень косвенно и односторонне. Это прежде всего культовые памятники - храмы и гробницы, и поэтому наша история Египта говорит главным образом о культовом строительстве, за которым лишь проступают контуры конкретных событий. Первая попытка периодизации истории Древнего Египта была предпринята также Манефоном, который разделил ее на династии. Несмотря на то, что это деление довольно условно, оно принято современной наукой и дополнено более крупными единицами - царствами и переходными периодами, соответствующими эпохам единства и раздробленности страны.

Храм в Абидосе. Новое царство Список царей. Фрагмент

Отец египтологии Ж. Ф. Шампольон (1790-1832). После гибели Древнего Египта его письменность была забыта на полторы тысячи лет. Лишь в конце XVIII в., после Египетского походя Наполеона, пробудившего в Европе интерес к стране пирамид, начались серьезные попытки дешифровки иероглифов. К счастью, в руках ученых оказался так называемый Розеттской камень - фрагмент стелы с одним и тем же текстом, записанным на египетском языке (двумя видами письма, иероглификой и демотической скорописью) с переводом на греческий.

В результате сопоставления этих надписей французскому исследователю Жан-Франсуа Шампольону удалось определить значение нескольких знаков, а затем и начать читать древнеегипетские тексты. 14 сентября 1822 г., когда Шампольон смог прочитать имена двух царей, Рамсеса и Тутмоса, по праву считается днем рождения науки египтологии.





Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 279;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.01 сек.