Декларация Рейгана 1983 г. Права и обязанности прибрежных государств

В 1985 г. США отказались ратифицировать Конвенцию по морскому праву. Вместо этого президент Рейган в 1983 г. в одностороннем порядке объявил об установлении для США 200-мильной ЭЗ, почти идентичной определению ЭЗ в Конвенции 1982 г. В результате позиция США состоит в том, что они принимают создание исключительной экономической зоны как обычную норму международного права, но полностью отвергают идею о международном владении ресурсами морского дна.

Права и обязанности прибрежных государств. Конвенция 1982 г. по морскому праву утверждает следующие права прибрежного государства:

— Исключительный суверенитет над разведкой и разработкой всех живых и неживых природных ресурсов морской воды, дна и недр.

— Исключительное управление другой хозяйственной деятельностью, включая производство энергии, создание искусственных островов и ферм для разведения морских животных и растений.

— Право быть осведомленным о морских научных проектах и участвовать в них или не соглашаться на проведение исследований без соблюдения особых требований.

— Право контролировать затопление всяческих отходов.

— Право останавливать, осматривать и задерживать суда, накладывать штрафы на их владельцев, если они подозреваются в нарушении международных правил, касающихся безопасности или загрязнения окружающей среды.

К обязанностям прибрежного государства относятся следующие:

— Обеспечивать сохранение живых ресурсов в водах ЭЗ.

— Проводить оптимальное использование этих ресурсов посредством 1) определения допустимых размеров добычи и 2) выдачи разрешений на лов иностранными судами — при соблюдении рациональных требований — излишков рыбы, если таковые имеются после собственного рыболовного промысла.

— Участвовать в уже заключенных соглашениях о рыболовстве по охране видов, которым угрожает опасность уничтожения, и проводить мероприятия по сохранению видов, мигрирующих через границы ЭЗ.

— Подчиняться решениям арбитража о границах, не согласованных между заинтересованными сторонами, с тем чтобы все вовлеченные стороны могли эффективно осуществлять другие свои права и обязанности.

Все государства — приморские и не имеющие выхода к морю — обладают определенными правами в пределах ЭЗ любого прибрежного государства:

— Все страны имеют право осуществлять судоходство в нейтральных водах и полеты над ними, прокладывать подводные кабели и трубопроводы, выполнять любые операции, связанные с такой деятельностью, например по эксплуатации трубопроводов.

— Суда крупнейших морских держав, по традиции пользующихся морскими путями, должны соблюдать международные правила.

Все страны несут ответственность за то, чтобы осуществление их собственных прав не ущемляло права других.

Конвенция 1982 г. по морскому праву предусматривает, что неразрешенные споры между государствами должны выноситься на арбитраж по заявлению любой стороны. Исключением могут быть случаи, когда имеются более ранние международные соглашения о границах.

Комментарий к правилам и определениям Конвенции 1982 г. по морскому праву. Никогда раньше в истории так много стран мира не пытались достичь столь важного соглашения. Это сродни принятию всемирной конституции. Но еще более удивительны некоторые конкретные пункты этого договора:

— Контроль за проведением научных исследований в ЭЗ со стороны прибрежного государства.

— Положение о том, что прибрежное государство должно отказываться от «неиспользованных» возобновляемых ресурсов.

— Учреждение всемирного коммерческого предприятия.

Прибрежное государство отвечает за проведение всех научных исследований внутри своей ЭЗ и имеет на это права. Это весьма важное новое положение. Прежде иностранные морские исследования на иностранных судах были «обычной» процедурой везде, кроме узкой территориальной зоны прибрежного государства. Согласно Конвенции 1982 г. по морскому праву, вся исследовательская деятельность в пределах ЭЗ может осуществляться только при согласии соответствующего прибрежного государства. Другие страны могут обращаться к нему за разрешением на проведение исследований, и в Конвенции указано, что прибрежное государство должно либо позволить это сделать, либо отказать в просьбе в 4-месячный срок после запроса. Отсутствие ответа считается согласием на проведение работ.

Но в разрешении может быть отказано, если прибрежное государство сочтет, что 1) исследование прямо, связано с разведкой природных ресурсов и, таким образом, посягает на права собственности, либо 2) исследование само по себе «вредит» окружающей среде, либо 3) запрос содержит неточные сведения о предстоящих работах, либо 4) запрос был подан без предварительного уведомления, которое должно делаться за 6 мес., либо 5) запрос не предусматривает адекватной возможности для приморского государства быть полноправным участником исследовательской деятельности, либо 6) запрос не предусматривает соответствующего контроля со стороны прибрежного государства за тем, какие результаты научного исследования могут или не могут быть опубликованы.

Эти меры контроля могут оказаться как полезными, так и вредными для прогресса океанологии. С одной стороны, прибрежное государство извлекает выгоду, поскольку на дорогостоящие морские исследования в его водах тратятся средства других стран, а оно получает новые данные, необходимые для развития собственных исследований. С другой стороны, новые процедуры запросов и получения согласия могут затянуть начало работ, а отсрочка может понизить прибыльность, которая в наши дни определяет финансирование многих научных исследований.

Идея о том, что от приморской страны можно потребовать предоставления другим странам возможности добывать «неиспользованные рыбные ресурсы», весьма спорна. У нее много разных аспектов. Один из них тот, что прибрежное государство с высоким уровнем жизни (и высокими доходами населения) не сможет вступить в международную конкуренцию, если цены на рыбу низки и, значит, выгоднее не заниматься рыболовством в собственных водах. Не лучше ли позволить другой стране, чьи моряки соглашаются работать за более низкую плату, «пользоваться» рыбными ресурсами?

Вне зависимости от того, будет или не будет ратифицирован договор 1982 г. по морскому праву 60 государствами, что необходимо для вступления его в силу, сами переговоры, проводившиеся в период 1960—1982 гг., уже позволили дать новые определения «обычным» нормам морского права. Кроме того, в этих переговорах участвовали почти все страны мира. Идея о том, что открытое море — «общее достояние», теперь уже будет неоспоримой в сознании будущих поколений.

 





Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 217;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.01 сек.