История камня. Китай и Ближний Восток
В эпоху мезолита человек продолжал использовать кремень, кварц, а также обсидиан (вулканическое стекло), яшму, кристаллические сланцы. Все они отличались высокой твердостью, образовывали при сколе острый край или иглоподобное окончание. Из таких камней трением камня о камень изготавливались примитивные ножи, скребки, наконечники стрел и копий, первые инструменты для камнерезного дела.
Обработка камней, особенно таких твердых, как алмаз и рубин, изумруд и топаз, гранат и кварц, вызывала большие затруднения, так что самоцветы долгое время вставлялись в украшения в необработанном виде или в виде кабошонов — округлых полусферических вставок. Проще было с органогенными материалами: жемчугом, кораллами, янтарем — они либо не требовали обработки, либо по причине мягкости легко сверлились и резались.
В течение неолита началась повсеместная обработка каменных орудий — сверление, пиление и шлифование с помощью каменных же инструментов или каменных порошков. Непременными атрибутами богатых шумерских собственников в Месопотамии были печати цилиндрической формы, на поверхности которых или на одном из срезов делались углубленные рисунки, ставились цифры или буквы. Печати делали из яшмы, агата, иногда из рубина или изумруда. Рисунок на них наносился камнерезами с помощью заостренного более твердого камня или каменного порошка. Такие углубленные рисунки на камне называют «инталии». Вместе с выпуклыми каменными миниатюрами — камеями — инталии образуют семейство гемм — замечательных резных изделий. Возникнув как знаки собственности, геммы впоследствии стали применяться также как амулеты и украшения, превратились в особую разновидность прикладного искусства — глиптику, сохранившую свою актуальность до сегодняшнего дня.
В более поздние исторические эпохи использование камня в дизайне зависело от природных возможностей и культурных традиций разных стран. Так, в Египте, располагавшем собственными месторождениями золота, облицовочного, поделочного и ювелирного камня, изготавливались всевозможные пекторали, изящные фигуры птиц из золота со вставками из хризолита, малахита, амазонита, серпентина, сердолика, горного хрусталя, вазы из алебастра, украшенные рисунками и орнаментами.
В Китае наибольшей популярностью пользовался нефрит — белый или зеленый камень, который применяется и сейчас. Ценность нефрита в древнюю эпоху определялась в первую очередь его высокими механическими свойствами. Сопротивление нефрита раздавливанию на 15 % больше, чем стали. Поэтому, когда на одном большом заводе в Германии попробовали раздробить глыбу нефрита паровым молотом, разрушилась стальная наковальня, а не камень.
Каменные орудия из нефрита отличались большой прочностью. Нефритовые топоры не ломались при рубке деревьев и крупных костей, наконечники копий и стрел из нефрита служили охотникам очень долго.
Из нефрита в Китае делали различные украшения, статуэтки, амулеты, знаки власти царя и чиновников, письменные принадлежности.
В странах Ближнего Востока существовало 12 священных камней, каждому из которых приписывалась своя добродетель: изумруд, гранат, сапфир, топаз, аметист, яшма, халцедон, карнеол, хризолит, лазурит, берилл, гелиодор, оникс, агат.
Богатство Римской империи (наличие большого количества рудников и каменоломен) позволяло создавать множество ювелирных украшений из золота и священных камней.
Знатные римляне — мужчины и женщины носили по нескольку перстней, надевали кольца в знак помолвки. Пришедшая на смену античной культура Византии складывалась под влиянием греческой, эллинистической и римской традиций, но окончательно оформилась как христианская. Многие камни использовались для украшения икон и других предметов церковного обихода, для создания ювелирных изделий, вставок в рукояти и ножны кинжалов и мечей. Для женских украшений византийской знати были характерны крупные размеры, сочетание разноцветных камней, применение золотой зерни и филиграни. Наряду с привозными камнями широко использовались сердолик и обсидиан из месторождений Малой Азии.
В эпоху Ренессанса одной из возрожденных разновидностей ювелирного искусства была глиптика. Вновь широкое распространение получают камеи и инталии. Любопытно, что любители гемм коллекционировали не только новые изделия, но и прекрасно сохранившиеся камеи и инталии из собраний Древнего Рима, подчас находимые крестьянами на полях Северной Италии, где они были разбросаны невежественными «варварами» в черные времена первого тысячелетия.
Кроме миниатюрных гемм в эпоху Возрождения резьбой по камню создавались и более крупные вещи: шкатулки, ларцы, вазы, солонки, скульптуры для каминов и буфетов, многофигурные композиции на мифологические и исторические темы. Иногда скульптуры украшали природными кристаллами и друзами минералов. Особо следует остановиться на мозаике — специфическом виде ювелирного искусства, зародившемся в Античную эпоху в виде так называемой грекоримской мозаики, а затем достигшем расцвета в эпоху Возрождения во Флоренции (флорентийская мозаика). С тех пор этот вид искусства пользуется неизменным успехом во многих странах. В отличие от греко-римской мозаики, где весь рисунок набирали из каменных или стеклянных кубиков разного цвета и размера, форма частей флорентийской мозаики строго подчинена рисунку и вырезалась по фигурному шаблону.
К XVII в. существенно изменились технологии обработки камня — в дизайне изделий появляются первые ограненные камни. В Европе эта технология возникла в 1600 г. в Париже, хотя некоторые исследователи считают, что она еще раньше была освоена в Венеции — на основе индийского опыта. В любом случае изготовление бриллиантов и других ограненных камней в XVII—XVIII вв. получило широкое распространение и практически целиком вытеснило использование в ювелирных изделиях самоцветов в виде кабошонов.
Индия считается родиной многих самоцветов, включая алмазы. Находимые здесь в изобилии драгоценные камни — рубины, сапфиры, топазы, шпинели, как и первые алмазы легендарной Голконды в центре Индийского плато, использовались вначале в необработанном виде — как амулеты, талисманы и составные части крупных украшений. В созданных в начале I тысячелетия священных книгах «Веды» упоминаются многие драгоценные камни. Считалось, что красные камни, рубины и гранаты — это застывшие капли крови борющихся в небесах богов. В Древней Индии особенно высоко ценили камни именно красного цвета, в то время как в Древнем Египте особо почитали зеленые, а в Месопотамии и ее окрестностях — синие.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 297;