История дизайна. Труды профессора Н. А. Воронова
Дизайн — емкий термин, имеющий широкое применение в творческой и технической среде. В англо-русском словаре профессора В. К. Мюллера [1] (70 ООО слов и выражений) дизайн трактуется как «замысел, план, намерение, проект, рисунок, эскиз»; вторая трактовка этого термина, которая неразрывно связана с первой группой значений: его можно толковать как «задумывать, составлять план, проектировать, изображать, конструировать». Таким образом, дизайн — это творческая деятельность человека, направленная на разработку и создание объектов материальной и духовной культуры, формирующих комфортную среду существования человека.
В трудах профессора Н. А. Воронова [2, 3], которого можно считать одним из основоположников отечественного дизайна, указывалось на три основных параметра создаваемого объекта, которым он должен обладать:
- функциональная целесообразность;
- эстетическая ценность;
- новационность объекта.
Это минимальная совокупность критериев, которыми должен обладать созидаемый дизайнером объект. То есть, например, разрабатываемый автомобиль должен выполнять основную рабочую функцию по перемещению людей и различных товаров на заданное расстояние.
Во-вторых, форма, окраска, геометрические параметры этого автомобиля должны иметь эстетическую ценность.
В-третьих, автомобиль должен отличаться от ранее созданных автомобилей подобного класса элементами новизны. Однако при создании объекта функциональные требования и требования к эстетической ценности могут противоречить друг другу. Например, в XIX в. в Англии были впервые созданы часы для путешественников («каретные часы»), механизм которых находился в стеклянном корпусе, это придавало необычность дизайну изделия, но ухудшало его надежность в эсплуатации. Тогда корпус часов поместили в кожаный футляр. Аналогичный прием использовали в XX в. в Японии при изготовлении современных часов [4] (рис. 1.1, 2 см. вклейку).
Развивая представление о дизайне, следует подчеркнуть, что помимо трех основных параметров, отмеченных Н. В. Вороновым (функциональная целесообразность, эстетичность и новационность), существует ряд других, определяющих ценность объекта. К ним можно отнести (рис. 1.3):
- эргономичность;
- экологичность;
- уровень аккомодации в системе других объектов;
- безопасность;
- материалоемкость;
- экономичность.
Анализируя продукт, созданный дизайнером, следует отметить две основные составляющие дизайна изделия: творческую и техническую (рис. 1.4). Под творческой составляющей обычно понимают художественный замысел автора, способ его реализации, форму, цвет, пропорции объекта, его композиционные особенности, степень адаптации в окружающей среде, исторический и художественный замысел автора, его видение перспективы и др. Можно считать, что творческая составляющая является ведущей в процессе дизайна.
Вместе с тем создание дизайнерского продукта невозможно без учета технической составляющей, включающей в первую очередь материалы изделия, комплекс его технических и эстетических свойств, трансформацию этих свойств и качеств во времени, а также комплекс технологических процессов, используемых в процессе подготовки изделия.
Площадь каждого овала на рис. 1.3 соответствует долевому вкладу параметра. Она изменяется в зависимости от вида изделия.
Развитие процесса дизайна определяется развитием материальной базы и в первую очередь уровнем материалов, используемых для создания различных объектов. В настоящей книге предпринята попытка рассмотреть динамику развития дизайна с начала трудовой деятельности человека, т. е. с периодов палеолита (2,5 млн — 25 тыс. лет назад), мезолита (25— 15 тыс. лет назад) и неолита (15—10 тыс. лет назад). Эти периоды характеризуются использованием в основном камня, глины, дерева.
В последующий — доисторический период (10—5 тыс. лет назад) дополнительно появляются стекло, драгоценные металлы.
С конца III тысячелетия до н. э. в ряде мировых регионов идет широкое использование золота и серебра.
II тысячелетие до н. э. характеризуется умением создавать сплавы. Это тысячелетие можно считать началом бронзового века, когда человек научился сплавлять медь и олово.
Лишь спустя тысячелетие начинается железный век (I тысячелетие до н. э.), когда мастеровые совершенствуют нагревательное устройство и за счет этого оказывается возможным поднять температуру.
Следует отметить вместе с тем, что каждая историческая эпоха ознаменовалась созданием ряда уникальных шедевров, часть которых удалось сохранить или воссоздать в наше время.
В каждом случае этот шедевр соответствовал своей эпохе — в первую очередь характером доступных материалов и соответствующих технологий.
Новый подход к развитию дизайна возник в эпоху Возрождения, когда Леонардо да Винчи удалось соединить художественное и техническое начало при создании своих уникальных работ.
Наиболее интенсивное развитие дизайна наблюдалось в два последних столетия, когда началось развитие промышленных мануфактур и фабрик; на смену ремесленному дизайну (один мастер) пришел «индустриальный дизайн», использующий высокопроизводительные машины и автоматы.
Кроме того, последнее десятилетие характеризуется революционным развитием материальной базы. Так, если для изготовления теннисной ракетки в начале XX в. использовалось пять основных материалов (основа — дерево), спустя полвека это число увеличилось до 10 (основа — алюминиевый сплав), то сейчас число используемых для изготовления ракетки материалов приблизилось к 50 (основа — графитовые материалы).
Создание новых материалов приводит к совершенствованию технологии их обработки, возникновению новых технологических процессов, обладающих более широкими возможностями воздействия на материал. Развитие материально-технологической базы способствует, в свою очередь, поступательному развитию дизайна практически во всех областях человеческой деятельности.
Являясь непрерывным творческим процессом, дизайн можно описать как математическую функцию (рис. 1):
где г — время, когда создавался дизайнерский продукт, D — комплексный критерий созидаемого объекта.
Учитывая многофакторность системы, в настоящее время затруднительно дать точную математическую интерпретацию этой функции, однако графически ее можно представить следующим образом.
Приведенная функция непрерывна и монотонна в рамках исторических эпох.
Исходной точкой следует считать время создания первого объекта, обладающего эстетическими элементами; например, возраст первого ожерелья из ракушек, обнаруженного при раскопках, оценивается учеными в 100 тыс. лет.
Таким образом, в заключение первой главы необходимо отметить, что дизайн, как вид целенаправленной созидательной творческой деятельности обладает тремя главными особенностями:
1) способствует развитию человеческой цивилизации путем создания новых и совершенствования известных рукотворных объектов;
2) создает оптимальную среду обитания человека с целью достижения максимальной комфортности его существования;
3) способствует формированию творческих составляющих личности человека, его целенаправленной деятельности в системе человек — вещь, что является одной из главных социальных задач общества.
В последующих главах мы остановимся на основных материалах, использованных человеком при создании художественно-исторических ценностей, и проиллюстрируем наиболее интересные из них.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 349;