Перевод композиции рисунка с эскиза на плоскость деревянной заготовки
Рисунок сначала переводят на кальку мягким карандашом, пером, шариковой ручкой (лучше без пасты). При необходимости его уменьшают или увеличивают. Чтобы перевести рисунок, его хорошо распрямляют, укладывают на ровную гладкую фанеру или доску и закрепляют кнопками. Затем настилают на него кальку, закрепляют ее и переводят контуры рисунка. Если надо, то его исправляют.
Увеличивать рисунок лучше всего с помощью сетки. Для этого кальку, на которую переведен рисунок, делит на квадраты и нумеруют их. После этого на лист бумаги наносят такое же количество квадратов, которые также нумеруют. Размеры их должны быть во столько раз больше, во сколько раз надо увеличить рисунок. После этого контуры рисунка с каждого квадрата оригинала переносят на квадраты бумажного листа. Чем точнее будут перенесены все линии, образующие контур рисунка, тем он будет красивее.
Получив рисунок на листе бумаги, его переводят на кальку, которую используют как рабочий рисунок. Увеличить или уменьшить рисунки можно с помощью фотоаппарата или специального инструмента — пантографа.
Перевод рисунка на заготовку выполняют так. На хорошо остроганную заготовку укладывают кальку, разглаживают ее и крепят в двух-трех местах кнопками. Затем подкладывают под нее копировальную бумагу и только после этого все закрепляют кнопками. С помощью карандаша или чертилки обводят по контуру рисунок, переводя его на заготовку. Если надо, рисунок исправляют.
Когда необходимо выполнить много одинаковых заготовок, то лучше всего изготовить шаблон из картона, плотной бумаги, фанеры, тонкой доски или просто использовать хорошо выполненную первую заготовку, обязательно зачистив ее кромки, по которым в дальнейшем будет двигаться карандаш.
При устройстве шаблона из фанеры, картона и других материалов надо принимать меры к тому, чтобы рисунок не вываливался, то есть оставлять между его отдельными частями мостики. Кромки шаблона, по которым будет двигаться карандаш, должны быть гладкими.
Такие мостики часто имеют трафареты, которые используют в малярных окрасочных работах. В деле резьбы по дереву, как правило используют способ «сетки». Этот способ дает большую возможность увеличивать или уменьшать тот или иной рисунок композиции любого орнамента.
То есть этот способ универсален при всех случаях перевода рисунка композиции на заготовку, то есть с меньшего масштаба модульной сетки на больший масштаб той или иной заготовки, и, разумеется, наоборот. И по сути дела является основным способом переноса рисунков композиций для соответствующей резьбы по дереву, деревянным доскам, брускам и т. п.
На рисунках даны примеры начальной работы по подготовке не только самого рисунка той или иной композиции, но и его переноса на заготовку в нужном масштабе.
Показаны рисунки стилизованных орнаментов растительных форм, композиции которых основаны на симметрии, то есть левая часть такого рисунка соответственно одинакова правой и наоборот. Поэтому на основе этого правила симметрии можно делать разнообразные рисунки, состоящие из растительных форм растений и геометрических фигур. Тут присутствуют разнообразные приемы, начиная от самого рисования таких фигур и кончая вырезанием фигур на сложенном пополам листе бумаги. Потом бумагу распрямляют и лист делят на квадраты, то есть расчерчивают модульную сетку. Сам модуль — квадрат сетки — зависит от размера заготовки, на которую необходимо перенести сделанный на листе бумаги рисунок той или иной композиции или элемента композиции.
Причем имеется возможность создавать самые невероятные стилизованные формы, их сочетания, и, одновременно, составлять из них разнообразные узоры и т. п.
Сначала определяют точное место той или иной резной доски, затем подбирают соответствующий рисунок стилизованной композиции. При этом целесообразно вырезать из картона или даже бумаги макеты резных досок для уточнения самого выбранного рисунка и его соответствие масштабным размерам. Разумеется, сначала как обычно все это рисуют в виде эскиза на бумаге. В этом плане рисуют фасад дома с соответствующим масштабом окон и других его частей, выверяют положение будущих резных досок наличников, карниза, свесов кровли, фриза, подзоров, конька крыши и др. мест. Только после этого приступают к изготовлению резных досок. Разумеется, параллельно с подбором и выбором резных досок продумывают их крепление к стенам дома.
Резание узоров из дерева с помощью механических и электрических инструментов и приспособлений. Изготовление резных элементов можно организовать индустриальным методом на современном деревообрабатывающем оборудовании.
Операции по изготовлению декора можно осуществить с помощью типового дереворежущего инструмента. К нему относятся: ленточные пилы, круглые пилы для продольного и поперечного раскроя древесины, фрезы, строгальные ножи, абразивный инструмент. В состав вспомогательного инструмента, который необходим для выполнения резьбы, входит инструмент для разметки и заточки пил, фрез, сверл. Разметочный инструмент используется для вычерчивания шаблонов, трафаретов, размеров орнаментов на заготовках, проверки контроля контуров в процессе изготовления декора.
Для ускорения работ по тиражированию резных досок целесообразно заранее изготовить необходимые приспособления, которые во многом облегчат ведение работ.
Изготовление резных досок делают с помощью разнообразных трафаретов и шаблонов при участии электроинструментов. Они вырезаются из картона, тонкой фанеры. Их накладывают на заготовки, обчерчивают края вырезов карандашом или пропечатывают легко отмывающейся краской (тампоном). После этого вырезают отверстия.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 310;