Выбор древесины для домовой резьбы. Подготовка дерева для резьбы

Заготовка, доставка и сушка древесины. Пожалуй, самым главным вопросом в реализации замысла украсить резьбой дом является заготовка материала. Именно дефицит в приобретении материала через торговую сеть заставляет ставить композиционный проект резного ансамбля дома в зависимость от того, какого вида, сорта и раскроя древесину удастся приобрести. Здесь нельзя рассчитывать на случайно приобретенные несколько досок или брусков.

Нужно иметь, по крайней мере, несколько кубометров древесины, особенно если речь идет об обшивке тесом стен дома, о палисаднике, а может быть, и о крыше. Наверное, наиболее реальный путь — приобрести тес или доски через торговую сеть. Древесину же больших объемов, предназначенную для глухой резьбы верхних частей наличников, декоративных орнаментов, горельефных и скульптурных поделок можно купить на торговых складах или использовать старые дома, предназначенные на слом, а также раскроенный в лесу на заготовки нужного размера ствол сухостоя ели, сосны, осины.

Бывает и так, что недалеко от вашего дома уже давно стоит толстый ствол подходящего дерева (клен, сосна, лиственница, осина, дуб, тополь) со спиленной кроной, которая мешала когда-то электропроводам или затеняла чей-то огород. И сам ствол оказался неспиленным только потому, что кому-то лень было это сделать. Такая находка была бы наиболее удачным решением проблемы, так как отпадает необходимость транспортировки, и потом эта древесина уже выстоянная, с минимальным количеством влаги (если только она не гнилая), удобная для сушки и резьбы.

Чтобы использовать древесину старых домов для глухой резьбы, нужно, конечно, быть уверенным, что она для этой цели подходит. Если попадается старый дом, сарай или баня, выстроенные из осины, стоит не упустить возможность и проверить рассказы очевидцев, утверждающих, что осина таких домов стала прочной, как кость. Тем более, что в давние времена, когда строили этот дом, использовали для этой цели толстые бревна.

Не всякий сосновый или еловый дом подойдет для нашей цели. Если он очень старый, то древесина в нем хотя и не гнилая (она еще звенит под ударом топора), но уже перегорелая, желто-коричневатая в распиле и с крупными порами на торце. Инструмент режет такую древесину с большим трудом, она мнется, а не режется, причем сильно тупит лезвие инструмента. Не говоря уже о соответствующем качестве резьбовой поверхности, велика вероятность попасть на гвоздь или темное гнездо от вытащенного гвоздя (от металла древесина темнеет).

Но резчику по дереву не требуется от старого дома много качественной древесины. Место, где с наибольшей вероятностью ее можно встретить — это пол или матица потолка. Качество половиц, которые когда-то делались из толстых байдачных досок, легко проверить со стороны подполья. С этой стороны доски пола долго сохраняют свежий вид, да и сам пол менее подвержен зашиванию от влаги или грибков, чем стены. Что касается матицы потолка, то для нее всегда выбиралось самое лучшее и толстое бревно. И весь потолок сохраняется дольше других частей дома.

Не исключена возможность встретить хорошую древесину среди подушек и косяков окон, дверных проемов, тем более что они часто заменяются из-за скорого загнивания и имеют солидные размеры.

Но всяком случае древесину старых пустующих или предназначенных на слом домов не стоит упускать из вида. В сочетании с заготовкой дров, а также при покупке на паях с соседом такой способ добывания поделочного материала может оказаться десятикратно более выгодным, чем приобретение аналогичного пиломатериала через торговую сеть. Но тес и доски, предназначенные для обшивки дома, прорезной резьбы длинных причелин и карнизов, должны быть из свежей древесины.

Подготовка дерева для резьбы. Чтобы готовое изделие не растрескивалось, древесину надо хорошо высушить. Материал для резьбы должен иметь влажность 8—10 процентов.

Из высушенного материала делают уже заготовки для резьбы. Их выстругивают, склеивают. Шлифовать поверхность не следует: абразивные частицы, попадая в поры, быстро затупят инструмент.

Для скульптурной резьбы используют чаще всего чураки — части распиленного поперек ствола дерева. Чураки очищают от коры, оставляя лишь на концах кольца шириной в 20—25 сантиметров. Торцы тщательно закрашивают масляной краской. Можно сделать и по-другому — заклеить их плотной промасленной бумагой, а сверху перекрыть еще одним слоем бумаги.

Сушат чураки так же, как и любую древесину — сначала на воздухе под навесом, а затем в сухом помещении вдали от отопительных и нагревательных приборов.

В соответствии с замыслом художник выбирает размер чурака, спиливает растрескавшиеся торцы. Если заготовка узка, на ней простругивают плоскость и подклеивают материал нужного размера. Склеиваемые куски древесины должны быть одной породы. Появившиеся во время работы трещины заделывают. Для этого выстругивают длинные, заостренные клинья, которые на клею (столярном или казеиновом) загоняют в трещины. Желательно делать клинья из той же породы, что и чурак. Отличающиеся по цвету клинья тонируют или отбеливают под цвет материала. Некоторая сложность резьбы заключается в том, что при разработке орнамента резчик вынужден считаться со свойством древесины колоться вдоль волокон. Поэтому важное значение это обстоятельство приобретает при подготовке заготовки. Здесь следует очень внимательно оценить визуальным осмотром ее текстуру — направление слоев — волокон.

Особенно колка хвойная древесина, которая чаще всего и используется в домовой резьбе. Здесь приходится учитывать и возможные случайные удары, тем более что домовая резьба выполняется в расчете на годы. Поэтому рисунок орнамента прорезной резьбы продумывается так, чтобы в нем не было тонких концовок, консольных ответвлений и загибов, направленных поперек слоев древесины, т.е. таких деталей, которые могут легко сколоться. Иногда приходится для надежности и сохранности выполненной резьбы из-менять в орнаменте направление волокон древесины, выпиливая его составным из отдельных дощечек, направленных перпендикулярно ленте орнамента. Затем вертикальные дощечки монтируются на продольной доске.

Не следует считать, что резчик этим самым усложняет себе задачу, что возрастает время выполнения резьбы. Скорее, наоборот: подобный прием придает больше уверенности и смелости в работе резчику, так как всегда есть возможность немедленно исправить брак, заменив неудавшееся звено на другое. К тому же прием работы с небольшой деталью позволяет использовать зимнее время для спокойной подготовительной резьбы в квартире за столом, на рабочей доске. Имеется и третье преимущество в этой технике резьбы: стоит сделать впрок несколько запасных дощечек, чтобы гарантировать дальнейшую замену сгнивших или сломанных звеньев по мере надобности. Конечно, опасность сколов элементов резьбы уменьшается, когда такая резьба используется как накладная. Но и в этом случае указанные выше предосторожности остаются в силе.

 





Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 352;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.009 сек.