Хищники и их жертвы кораллового рифа

Когда заходит речь о хищниках кораллового рифа, то в нашем воображении, как правило, всплывают торпедообразные акулы, которые мелькают, точно привидения, в коралловом лабиринте, набрасываясь на каждую злополучную рыбу, встретившуюся им на пути. На самом же деле это не так: хищники на рифе бывают самыми разными.

Достаточно сказать, что миллионы коралловых полипов сами являются крохотными хищниками. Наиболее интересные и активные из хищников на рифе — рыбы. Множество щелей и трещин среди кораллов предоставляют отличные убежища для засады. В рифовых пещерах можно найти притаившихся в ожидании добычи большеротое (Opisthognathidae), серрановых рыб (Serranidae), морскую собачку (Lucayablennius zingaro). Пещера ограничивает подвижность хищников п сужает сектор обзора, зато надежно защищает их от акул и барракуд, которые тоже охотятся на рифе.

Большую барракуду (Sphyraena barracuda) называют морской щукой за ее облик и охотничьи повадки. Она такая же длинная, тощая, проворная и прожорливая, как пресноводная щука; ее вытянутое рыло вооружено страшными зубами.

Барракуды часто зависают у края кораллового рифа, поджидая добычу. Они почти не двигаются, лишь слег ка шевелятся их хвостовые и брюшные плавники. Помогает им оставаться незаметными и их окраска — светлое брюхо и темная спина. Когда мимо проплывает стайка анчоусов, барракуда врезается в скопление маленьких рыбок и выхватывает одну из них, не обращая внимания на остальных. Съев анчоуса, барракуда вновь занимает выжидательную позицию, а стайка в панике уплывает прочь, сплачиваясь еще теснее.

К другим рыбам, вооруженным опасными колючками, относятся: вверху, плоскоголов (Plaiycephalus) и, внизу, скорпена (Scorpаenidaе). Человек, наступивший на этих лонных рыб. может получить опасные, иногда смертельные раны.

Некоторым мелким хищникам нет нужды затаиваться в рифовых пещерах, поскольку у них есть другие, более эффективные средства защиты и добывания пиши. Пятнистая скорпена (Scorpaena plumien) украшена мясистыми выростами. Благодаря этим выростам она выглядит как обросший водорослями камень. Притаившись где-нибудь на рифе, скорпена поджидает момент, когда можно будет броситься на добычу. Лежат на дне среди кораллов, где они ловят мелких рыбок и креветок, удильщики и скаты.

Разинув пасть, удильщик соблазнительно покачивает перед самыми своими смертоносными челюстями лучом плавника — удилищем с приманкой на конце. А скаты так загибают свои широкие «крылья», что образуется как бы пещера, и неосторожная жертва, пытавшаяся найти в ней убежище, бывает тут же проглочена. Длинная тонкая рыба-труба, или флейторыл (Aulostomus maculatus), висит вертикально в воде среди мягких кораллов; окраска флейторыл а меняется в зависимости от окружающего фона так, что флейторыл почти сливается с ним. Практически невидимый, флейторыл лакомится крошечными планктонными организмами.

Есть на рифе хищник, которому не нужно ни маскироваться, ни прятаться в засаду, чтобы заполучить добычу, — это рыба-крылатка (Pterois). Узор из разноцветных полос и длинные передние плавники делают крылатку одной из самых красивых и ярких рифовых рыб. Из крылаток самая замечательная расцветка у Pterois antennata. Над глазами у крылатки расположены острые колючки, в основании которых лежат ядовитые железы, вырабатывающие сильные токсины. Жесткие лучи замысловатого спинного плавника тоже ядовиты, так что мало кто из хищников осмеливается напасть па защищенную таким образом крылатку. Случайно дотронувшиеся до крылатки купальщики и аквалангисты получают болезненные раны, а нередко оказываются и на грани смерти.

Морские змеи встречаются в Индийском и Тихом океанах. Типичный представитель этих ядовитых змеи — Оливковый плоскохвост (Aipysurus laevis). Морские змеи достигают в длину 2 м и более. Время от времени они, как и морские черепахи, должны подниматься на поверхность, чтобы набрать в легкие воздуха.

Один из самых страшных на вид и опасных хищников рифа — мурена (Gymnothorax). Днем мурены прячутся в углублениях среди, кораллов, готовые броситься на любую проплывающую мимо рыбку пли другую добычу. Ночью же они присоединяются к вышедшим на охоту акулам. Иногда мурена обвивается вокруг подходящего кораллового холма, точно мокрый канат. Острые зубы, которые она показывает как бы в злой усмешке, свидетельствуют о том, что мурена —хищник. Хотя случаи преднамеренного нападения мурен на человека неизвестны, аквалангисты, легкомысленно пытающиеся вытащить мурену из коралловой пещеры, непременно знакомятся с ее зубастой пастью. Болезненные рваные раны на руках говорят о том, сколь силен укус мурены.

Гигантский морской дьявол, или манта (Manta birostris), - настоящее чудо шине. Размах ее «крыльев» составляет 7—8 м. а вест она до 1600 кг. Маты часто греются на солнце на поверхности воды, кувыркаясь, выпрыгивая из волы и палая обратно с оглуши тельным всплеском. Зубы у маты мелкие, и кормится она планктоном.

Хотя о таком классическом морском хищнике, как акула, более подробно было рассказано в предыдущей главе, однако упомянем ее и здесь, поскольку рифы являются излюбленным местом охоты некоторых видов акул — ведь здесь в изобилии водится рыба и другая живность. Патрулируют тихие воды атолловых лагун в поисках пищи рифовые акулы (Triaenodon obesus), длиной от 1 до 2 м. Нередко внимание акул привлекают и подводные охотники, поскольку пойманная ими на острогу рыба истекает кровью.

Один ныряльщик, к которому приблизилась акула, бросил свою добычу и поспешил отплыть от опасного места как можно дальше. Оказавшись на приличном расстоянии, он с удивлением наблюдал, как из коралловой щели выскользнула мурена и вцепилась в рыбину, зажатую в акульих челюстях. Вертясь кругами в окровавленной воде, акула и мурена вели сражение за добычу. В конце концов рыбина была разорвана пополам, и обе хищницы удалились восвояси, каждая с солидным куском мяса в пасти.

Продуктивные рифы регулярно патрулируют и другие крупные акулы, в том числе опасная тигровая акула (Galeocerdo cuvieri) длиной до 4 м. обитающая и в Атлантическом, и в Тихом океане.

В прогретых солнцем водах Большого Барьерного рифа Австралии крейсирует изрядное количество больших кархародонов, или белых акул (Carcharodon carcharius).

Как ни странно, один из самых ужасаюущих на вид членов рифового сообщества совершенно безобиден. Занимаясь исследованиями среди зарослей кораллов, аквалангисты время от времени отрываются от своих занятий и поднимают голову вверх, чтобы посмотреть, отчего это вдруг стало темнее, — и видят проплывающую над ними огромную тень. Это пожаловала на риф гигантская манта, родственница акул и скатов. Первая реакция ныряльщика — страх, поскольку размах «крыльев манты» составляет 5 — 8 м. Некоторые такие гиганты весят 1 500 кг. Но ныряльщику нечего бояться — манта питается планктоном.

 





Дата добавления: 2022-01-27; просмотров: 233;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.012 сек.