Хищники высоких трофических уровней в полярных океанах: роль пакового льда
Цикл питания в Южном океане (рис. 20.10) и пищевые сети в арктических и субарктических водах (рис. 20.13) характеризуются одной общей особенностью, заметно отличающей их от пищевых сетей в океанах более низких широт: верхние уровни хищников заполнены главным образом теплокровными животными, многие из которых велики по размерам — киты, тюлени, моржи, морские львы и как летающие, так и нелетающие птицы.
В поведении этих животных, за исключением китов, есть общая черта: все они используют нарушенный паковый лед как заменитель твердой суши. Тюленям, моржам и птицам плавающие льдины служат местом отдыха, убежищем от хищников; животные используют льдины для воспроизведения потомства, и, кроме того, на льдинах они пересекают обширные океанские пространства. Как уже говорилось, зона развития льдов — это область с высокой первичной продукцией и продукцией криля, а также связанной с ними фауны, например рыбы.
В Антарктике. Поистине удивительная вспышка развития экосистемы Южного океана наблюдается в областях, освободившихся от пакового льда. Здесь я видел несместные количества летающих птиц в тысячах километрах от берега и группы отдыхающих на льдинах пингвинов. На других льдинах лежали тюлени-крабоеды, которые питаются непосредственно крилем (рис. 20.10), морские леопарды, которые охотятся за пингвинами, или тюлени Уэдделла, питающиеся крупной рыбой. На свободных от пакового льда площадях всплывали на поверхность синие киты. Кроме того, у краев ледяного покрова плавали касатки, которые ловят небольших тюленей и пингвинов или охотятся стаей на более крупных китов. (Однажды в Чили я был ошеломлен рассказом Пабло Макайа, одного из последних китобоев, о том, как он наблюдал стаю касаток, ранивших крупного кита и ожидавших, пока он истечет кровью и умрет, а затем съевших его.)
В Арктике. В Субарктических морях, например в Беринговом, отчетливо проявляется роль пакового льда как твердого субстрата для хищников верхних трофических уровней. Например, моржи и морские зайцы питаются бентосом. Эти животные, использующие паковый лед для отдыха на поверхности между периодами охоты, обитают на всем шельфе Берингова моря шириной около 500 км и длиной более 700 км. Как правило, они скапливаются вдоль краев разрушенного пакового льда. На рис. 20.13, б показана общая пищевая сеть для морских зайцев и моржей Берингова моря.
Моржи питаются главным образом бентосной фауной, в которой преобладают двустворчатые моллюски и полихеты (табл. 20.1).
У этого животного есть два красивых бивня, которыми он выкапывает моллюсков, взрослый морж может каждый день добывать по несколько центнеров двустворок. Используя современные оценки численности моржей — около 200 тыс. — в одном только районе Берингова моря, мы приходим к выводу, что продукция двустворок и червей инфауны должна быть действительно огромной.
Морской заяц (лахтак) питается преимущественно крабами, креветками, брюхоногими моллюсками и осьминогами, всей бентосной эпифауной, а также придонными рыбами, например камбалообразными (морскими языками и камбалой) и подкаменщиками. Морские зайцы также могут использовать паковый лед как для отдыха, так и для передвижения. На льдинах встречаются и другие виды тюленей: кольчатая нерпа, гренландский тюлень и обыкновенный тюлень питаются в основном пелагическими видами и зависят от рыбы среднего размера, такой как мойва. Численность всех тюленей в Беринговом и Чукотском морях оценивается более чем в один миллион.
Белухи и серые киты тоже в отдельные сезоны питаются в Беринговом море. Оба этих вида относятся к настоящим китам, но различаются по пище, которую они предпочитают. Белуха питается пелагическими рыбами и рыбами переходного слоя, а серые киты — креветками и амфиподами, которые относятся к ракообразным эпифауны. «Щетинки» китового уса у серого кита намного грубее, чем у гладкого кита, который отфильтровывает более мелкие, планктонные организмы, такие как криль.
Дата добавления: 2022-01-28; просмотров: 310;