Выразительные средства композиции

Акцент. В любой композиции обязательно должна выделяться главная, наиболее важная часть — акцент. Это может быть красивый цветок или группа цветов, которые привлекают внимание своей необычной формой или окраской. Для акцентирования внимания можно использовать крупный лист, ветку с интересным изгибом. Все остальные элементы композиции обязательно должны подчиняться акценту.

Линия. Это один из основных элементов композиции. Направление линий создает ощущение движения и может вызвать у человека те или иные эмоции. Линии придают композиции динамичность и выразительность (рис. 30).

Главные геометрические линии — горизонталь, вертикаль и диагональ. Горизонтальные линии создают ощущение спокойствия, вертикальные (как бы восходящие) — радости и праздничности. Наклонные линии действуют по-разному. Поднимающиеся слева направо и вверх выражают активность, падающие вниз, слева направо — чувство печали.

По-разному воспринимается и пересечение линий (рис. 31). Если пересечение находится в центре вертикали, то это создает впечатление чего-то спокойного, уравновешенного. Пересечение вертикали в нижней части зрительно как бы утяжеляет композицию, а в верхней — сдвигает центр тяжести вверх. У агавы, драцены, юкки множество прямых линий расходятся во все стороны от центра. Плавные, расходящиеся линии имеет, например, гвоздика, извилистые линии — кирказон, многие травы. Поникающие линии характерны для ампельных и плакучих форм растений. Если вам хочется выразить бесконечный полет вверх, для этого можно использовать такие растения, как дельфиниум, сансевиерию, наперстянку, коровяк.

Гораздо чаще у декораторов находит применение изогнутая S-образная линия — «линия красоты», или линия Хо- гарта (по имени английского художника XVII в. У. Хогарта).

Пропорции. Соразмерное соотношение отдельных частей в композиции всегда производит благоприятное впечатление. С древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, когда меньшая часть так относится к большей, как большая к целому. Это соотношение кажется глазу наиболее приятным и гармоничным. Математически его можно обозначить в виде пропорции А : В = В: С, (С = А + В). В цифрах это можно выразить так: 2 : 3 = 3 : 5; 3:5 = 5:8; 5:8 = 8:13. В цветочной композиции чаще всего применяют пропорции 3 : 5 = 5 : 8. Это означает, что при постановке цветов в вазу на высоту самой вазы должно приходиться 3 части, а на высоту цветов над вазой — 5 частей, высота всей композиции будет составлять 8 частей (рис. 32).

Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руке. При создании композиции в низкой вазе используют те же соотношения отдельных частей, только вместо высоты обычно берут диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и т. д.

Форма. Обычно различают несколько основных форм цветочных композиций. Их общие очертания могут быть округлыми, овальными, треугольными.

Какую форму выбрать, нам подсказывают сами растения, их строение, характер соцветий. Если мы имеем дело с большим количеством цветов, чаще всего прибегают к округлой форме — такие композиции делают из астр, ромашек, календулы, фиалок, васильков ИТ. Д.

Округлую форму нередко применяют при составлении небольших букетов для невест, при этом красиво смотрятся мелкие цветы — розы, гвоздика ветвистая (спрей), гиацинты, фрезия и т. д.

Изящные, стройные растения с удлиненными соцветиями (ирисы, гладиолусы, эремурусы и др.) особенно хорошо выглядят в композициях овальной формы. Нередко их ставят в большие напольные фазы.

Очень разнообразными могут быть букеты треугольной формы. Часто их используют для оформления стола президиума или банкетных залов.

Подчеркнуть строгую форму букетов помогают различные ветки (дуб, магнолия, иглица). Из цветов для этой цели хорошо подходят тюльпаны, гвоздики, розы, каллы, нарциссы.

Из асимметричных форм нередко используют полулунную. Немаловажная роль при этом отводится дополнительным материалам для аранжировки—декоративным злакам, болотным травам, веткам кустарников и деревьев. Крупные цветы помещают в нижней части композиции, выше располагают более мелкие, а также бутоны. Иногда используют не все соцветие, а только его часть или отдельные цветки (лилии, гладиолусы). Эта форма букета особенно подходит для низких плоских ваз.

Иногда цветы в композиции располагают в основном по одной линии, например вертикально. Но в этом случае они производят слишком монотонное впечатление.

Расположение. Всякое произведение искусства представляет собой определенный порядок. При аранжировке любого вида растения также располагаются не хаотически, а по определенным законам.

Ряд — это линейная система расположения. Если равные отдельные части размещаются через одинаковые интервалы, возникает простой ряд (иногда его называют метрическим расположением). По этому принципу изготовляют гирлянды. Ритмический ряд получается, если расстояние между отдельными элементами будет изменяться по определенному принципу (например, постепенно возрастать или уменьшаться). По сравнению с простым ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Такой прием можно использовать для украшения праздничного стола, различных помещений.

Симметрия как геометрическая система означает равновесие, зеркальное отображение двух частей. В этом случае две одинаковые части находятся по обе стороны от центральной оси. Цветочные композиции, построенные по принципу симметрии (округлой, треугольной формы), производят впечатление строгости, уравновешенности.

Асимметричное расположение исходит в основном из естественного характера роста растений. В аранжировке чаще предпочитают именно этот принцип. Такие композиции свободнее, выглядят более натурально.

Группировка. Под этим термином обычно понимают связь отдельных форм, элементов в единое целое.

Различают замкнутые и свободные группы. Группировать можно не только цветы в букете, корзине, венке. Нередко при озеленении интерьера применяют композиции из отдельных растений (при этом чаще придерживаются асимметричного расположения).

Оформляя праздничный зал, выставку или какое-либо другое помещение различными композициями, их также группируют симметрично или применяют свободную, асимметричную группировку, которая выглядит более естественно.

Контраст. Закон контрастов — один из главных законов композиции. В аранжировке это наиболее часто встречающийся и эффектный прием. Это может быть вертикальная и горизонтальная линия, опушенные растения рядом с гладкими листьями, темная и светлая зелень, ажурные листья аспарагуса и прямые листья сансевиерии. В праздничной корзине контрастируют яркие цвета — красный и желтый.

Фон. Правильно подобранный фон способствует успеху композиции. Фон вместе с растениями составляет гармоничное целое. Букет из светлых цветов лучше смотрится на фоне темной стены, темные цветы на таком фоне потеряются. Фоном могут служить драпировка из цветной ткани, черное стекло, дерево, плетение, зеркало. Иногда для композиций подбирают специальные подставки — подиумы.

Восприятие композиции во многом зависит от освещенности. При ярком солнечном свете способность различать цвета притупляется. Днем человек максимально воспринимает красные тона, вечером — сине-голубые. Сильнее всего изменяет окраску искусственный свет: белый цвет при красном освещении кажется красным, красный при зеленом — коричневым, при синем — фиолетовым. При аранжировке, особенно при оформлении интерьеров, необходимо учитывать влияние освещения на цвет композиции.

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 338;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.016 сек.