Икебана. Что это за искусство?

Японцы по праву гордятся древним искусством икебана. Его название произошло от слов «ике» (жизнь) и «бана» (цветок), что означает «дать жизнь цветам».

Икебана зародилась в VI в., когда в Японии в качестве государственной религии утвердился буддизм. В храмах создается ритуал приношения цветов Будде. Совершенная форма вазы и пышное великолепие букета воплощали торжество буддийского вероучения. Икебана основывалась на противостоянии двух сил — света и тьмы. В композиции использовали две ветки, символизирующие небо и землю. С середины VII в. в основу икебаны внесли третий элемент, который обозначал человека. Этим выражалась гармония природы и человека. Композиции, которые ставил в храме монах Сэнму, были простыми и состояли всего из трех веток или цветов. Дом, в котором жил Сэнму, называли «икенобо», т. е. хижина у озера. Этим именем была названа самая древняя школа икебаны. Искусство икебаны развивалось в храмах и монастырях. Первый стиль этой школы — рикка (стоящие цветы) — создан монахом Сенкей.

В 1897 г. с развитием культурно-экономических связей с Западом была основана школа Охара. Эта школа внесла в развитие икебаны новый стиль, названный «морибана». Растения размещались в низких вазах на наколках. Благодаря такой постановке цветов можно было создать богатый ландшафтный пейзаж.

В 1926 г. под влиянием авангардистских течений возникает школа Согецу. Эта школа показала возможности использования в композиции живого и неживого материала (камни, пластик, металл).

В наше время в Японии насчитывается около 300 школ и направлений.

Японские композиции из цветов отличаются особой гармоничностью. В основе любой композиции лежит разносторонний треугольник — японцы считают его выражением наиболее глубокой гармонии.

Композиция создается тремя главными ветками, между которыми установлены линейные соотношения. Размер второй по величине ветки составляет 3/4 первой, длина третьей ветки составляет 3/4 второй, а длина главной ветки зависит от размера вазы, в которую ставят композицию.

Японский мастер при создании композиции обязательно учитывает форму, цвет и размер вазы, а также все то, что окружает ее, — фон, подставка, освещение.

Школа И к е н о б о входит в тройку самых влиятельных школ Японии. Она является хранительницей самого древнего стиля — рикка (рис. 45, см. также цв. ил.). Для композиций этого стиля используют глубокие вазы с расширенной горловиной.

Конструкция композиции включает 9 элементов. По форме она может быть овальной, веерообразной, эллиптической. Растения в композиции стиля рикка не опираются о стенки вазы, а выходят из воды одним пучком, как будто на едином вертикальном стволе высотой 15 см.

В противовес тяжелой композиции рикка в начале XVIII столетия создается стиль сека (рис. 46). Сека — это асимметричная трехлинейная композиция, наиболее полно выражающая японское понятие красоты природы. Цветы ставят в низкие и высокие вазы. Главные и дополнительные элементы расставляют в вазе так, чтобы они выходили из нее вверх вместе, образуя один ствол высотой 8...10 см. Для крепления растений используют деревянную развилку (матаджи) или металлический держатель (кензан).

В конце XIX в. в национальной культуре, экономике, искусстве Японии произошли крупные перемены. Был положен конец многовековой изоляции страны от всего мира. Тогда и возникла школа Охара. Усином Охара было создано совершенно новое направление — морибана (цветы, нагроможденные в вазах). Этот стиль открывает огромные просторы для творчества.

Морибана дала возможность отображать природу и природный ландшафт в сосуде с водой. Композиция устанавливается в низких вазах (широкие блюда, подносы, мелкие миски). Для крепления растений здесь требуется совсем другой держатель — с открытыми гнездами (сиппо).

В композициях в высоких вазах с узкой горловиной (направление хейка или нагаире) растения опираются о края вазы. Эти два направления школы Охара имеют пять стилей — прямостоячий, наклонный, каскадный, вертикальный и контрастный. В композициях любого стиля создается основа из трех элементов: первый — господствующий, второй — второстепенный, третий—дополняющий. Кроме основных элементов должны быть наполнители, которые насыщают пространство.

Стили различаются конструкцией аранжировки, положением цветов в вазе и наклоном главных элементов.

Школа С о г е ц у была основана в 1926 г. Софу Тэсигахара. Это одна из самых популярных школ. Название школы состоит из двух китайских иероглифов, означающих «трава» и «луна». Эти два понятия широко отражают вселенную. Школа Согецу провозглашает неограниченную свободу творчества.

В 1936 г. Софу вместе с известными мастерами икебаны сформулировал принципы «Новой икебаны». Были отвергнуты устоявшиеся канонизированные формы, расширился ассортимент используемых растений и сосудов (рис. 47, 48). Софу Тэсигахара впервые за всю историю икебаны начал использовать для создания композиций перья, камни, бумагу, проволоку, пластик, металл и т. п. Особенностью этой школы является то, что каждый может составить композицию в любое время, в любом сосуде и из любого материала.

Школа Согецу имеет два стиля — морибана (рис. 49) и нагаире (см. цв. ил.), в каждом из стилей различают две основные формы — прямостоячую и наклонную.

Самую длинную ветку (син) на всех схемах обозначают кружочком, вторую по длине (соэ) — квадратом, третью (хикаэ) — треугольником. В качестве син и соэ используют ветки, а в качестве хикаэ —- цветы. Между главными элементами устанавливают дополнительные ветки или цветы (дзюси).

Длину главных элементов определяют следующим образом (рис. 50). Длина син равна сумме диаметра и высоты вазы, увеличенной в 1,5 раза. Длина соэ — 3/4 длины син. Длина хикаэ — 3/4 длины соэ.

Растения устанавливают в низкой вазе на металлической наколке. Размещение наколки в вазе имеет немаловажное значение. Наколку ставят обычно в одну из четырех частей вазы, только не в центр. На наколке растения размещают в углах воображаемого треугольника (рис. 51). Все дополнительные ветки и цветы размещают между главными элементами в пределах воображаемого треугольника.

Установить растения в высоких вазах значительно сложнее, чем в низких. Самый простой способ крепления растений в высокой вазе — обрезать стебель наискось и установить его так, чтобы он плотно упирался в стенку вазы. Когда в вазу ставят несколько растений, то в месте перекрещивания они получают дополнительную опору. Этот прием очень удобен в том случае, когда растения помещают в дорогую антикварную вазу.

Если стенки вазы ровные, растения укрепляют специальными держателями (фиксаторами) из древесных веток. Можно установить крестовину на 1,5 см ниже уровня края сосуда. В отделы крестовины вставляют растения, из четырех отделов крестовины лучше пользоваться двумя.

Иногда устанавливают в вазу прямой вертикальный фиксатор (толстая ветка), верхнюю часть его расщепляют и туда вставляют растение так, чтобы конец его плотно упирался в стенку сосуда.

Если первая ветка установлена прочно, то все последующие можно крепить на тот же фиксатор. При необходимости ветки связывают проволокой. Ветки третьего элемента (хикаэ) ставят с упором концов в стенку вазы.

Все ветки и цветы в вазе должны перекрещиваться таким образом, чтобы создавалось впечатление, будто они выходят из одной точки. На рисунке 52 приведены возможные варианты крепления растений в высоких вазах.

С древних времен люди использовали символику цветов. Здесь приведена символика растений, используемая в Японии:
Абрикос — сомнение
Азалия — сдержанность, преданность
Акация — изящество, хороший вкус
Астра — чувство, глубокие мысли
Бамбук — терпение, постоянство, изобилие, сила
Василек — грация, элегантность
Виола — внимание, душевное волнение
Вишня — духовная красота, сомнение
Гвоздика — верное сердце
Георгина — каприз, непостоянство
Гербера — тайна
Гиацинт — развлечение, забава
Гладиолус — постоянство, заботливость
Гортензия — изменчивое сердце
Гранат — напоминание
Душистый горошек— добрая память
Ирис — вестник, предвестие
Калла — великолепная красота
Камелия — осторожность
Кедр — надежность
Лилия белая — чистота, желтая — ложь
Лотос — обильный урожай, счастье, долгая жизнь
Нарцисс — эгоизм
Орхидея — красота
Пальма — верность
Папоротник — загадка, недоумение
Персик — невинность, нежность
Пион — богатство, великолепие
Пшеница — процветание
Роза — красота, любовь, сердце, застенчивость
Сирень — память молодых дней
Сосна — долголетие
Тюльпан — взаимопонимание, сочувствие, желтый — бесплодная любовь, белый — обманутая любовь, красный — страсть
Форзиция — чистота
Фрезия — привязанность
Хризантема — ярость, благородство
Цикламен — сдержанность, застенчивость
Эвкалипт — память

 

 

 

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 317;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.011 сек.