Температурная реакция организма. Действие макрофагов и NК. Вирусные ингибиторы
Важным фактором неспецифической противовирусной резистентности является температурная реакция организма.
В 1957г. американский вирусолог Маршалл поставил эксперимент, имеющий, как представляется, очень важное практическое значение. В эксперименте он использовал три группы мышей, одновременно зараженных одинаковыми дозами смертельного для них вируса. Единственным отличием было содержание их при разной внешней температуре. Результаты эксперимента представлены в таблице 3.
Результаты эксперимента Маршалла, на мой взгляд, очень убедительны. Кажущаяся незначительной, всего в 1-2 градуса, разница в температуре тела, либо значительно снижает интенсивность вирусного процесса в организме (группа 2), либо вовсе не допускает его развития (группа 3).
Действие температуры в данном случае сводится, видимо, к тому, что при повышенных ее значениях происходит инактивация вирионов из-за изменения конформации молекул, формирующих вирусную капсиду, или разрушение суперкапсиды вируса. Кроме того, можно так же предполагать, что повышение температуры тела выше обычной нормы может так влиять на клеточный метаболизм, что репродукция вирусов становится невозможной.
Практическое значение представленного механизма находит подтверждение в научной литературе: «Сейчас клиницисты считают разумным не снижать температуру в начале вирусного заболевания, чтобы замедлить, таким образом, репродукцию вируса». (С.Луриа, Дж. Дарнел и др.).
Действие макрофагов и NК. К факторам неспецифической резистентности относят и антивирусное действие макрофагов и NK (естественных киллеров).
Среди фагоцитирующих клеток особая антивирусная активность присуща альвеолярным и фиксированным макрофагам ретикулоэндотелия. В то же время полиморфноядерные лейкоциты значимой активности против вирусов не проявляют.
Следует отметить также важную роль в противодействии вирусной инфекции естественных киллеров - NK- клеток.
Общепринято считать, что NK. довольно активно убивают клетки, в которых идет репродукция вирусов, причем взаимодействуют с ними не специфически. Вот этот термин вызывает некоторые сомнения.
Логика рассуждений при этом довольно проста. NK убивают клетки, в которых идет репродукция вируса. Следовательно, они по каким-то признакам отделяют клетки без вируса от клеток с вирусом. Таким образом, получается, что NK. узнают пораженные вирусом клетки.
Узнавание в биологии - это взаимодействие комплементарных структур. Получается, что на NK должны быть поверхностные структуры, которые комплементарно взаимодействуют с элементами, появляющимися на поверхности клеток, производящих вирус. Разве можно такое взаимодействие «узнаванием» называть неспецифическим?
Возможно, термин «неспецифический» в этом процессе можно трактовать таким образом, что NK «все равно», какой вирус воспроизводит клетка. В этом случае следует считать, что независимо от того, какой вирус поразил клетку, на ее поверхности появляется структура, которую специфически распознают NK-клетки.
Следует добавить, что NK убивают производящую вирус клетку теми же гремя способами, как и Тс – лимфоциты.
Вирусные ингибиторы. К неспецифическим механизмам противовирусной резистентности следует, видимо, отнести и вирусные ингибиторы. В зарубежной специальной литературе, особенно американской, встречаются данные о том, что у курящих значительно чаще, чем у некурящих, бывают вирусные заболевания верхних дыхательных путей, особенно - грипп. Связывается это с отрицательным влиянием сигаретного дыма на процесс «очищения» слизистых оболочек.
Думается, что это объяснение не очень убедительно. Более реальным представляется другой механизм, открытый Дольдом в 1925 году и к нашему времени достаточно забытый. Суть этого открытия состояла в том, что в слюне, а потом и в других жидкостях организма (сыворотке крови, секретах дыхательных и пищеварительных путей и т.п.) были обнаружены гуморальные факторы, не связанные с антителами и обладавшие определенной антивирусной активностью. Их назвали вирусными ингибиторами.
Вирусные ингибиторы оказались неоднородными как по химическому составу (гликопротеин, липопротеины), так и по термоустойчивости. По последнему признаку их разделили на 3 группы:
1. ß-ингибиторы, термолабильные, разрушаются при температуре 65°С.
2. а-ингибиторы, относительно термостабильные, разрушаются при температуре 75°С.
3. у— ингибиторы, термостабильные, не разрушаются при температуре 100°С. Более того, известно, что при автоклавировании субстратов, содержащих ингибиторы, активность последних даже увеличивается.
Противовирусное действие ингибиторов заключается в том, что, связываясь с вирионами, они предотвращают их попадание в клетку. При этом считается, что взаимодействие ингибиторов с вирионами - неспецифическое, поскольку ингибиторы одной и той же жидкости организма проявляют активность по отношению к разным вирусам.
Это утверждение о неспецифическом характере взаимодействия кажется не очень убедительным, если задуматься о происхождении ингибиторов. Наиболее реальной представляется точка зрения о том, что ингибиторы - это сорвавшиеся с поверхности клеток рецепторы. Таким образом, в секретируемой жидкости оказывается смесь рецепторов различной специфичности и вполне вероятно, что с разными вирусами взаимодействуют разные рецепторы. В этом случае соединение вириона с ингибитором следует расценивать как относительно специфическое.
Резонно задать вопрос: «Почему относительно?». Суть этой относительности в следующем: абсолютной специфичностью обладают рецепторы, прикрепленные к поверхности клетки. После отрыва от поверхности клетки меняется конформация рецептора, специфичность его к какой-то структуре снижается и это характеризуется термином «относительно».
Такое неполное соответствие вириона и рецептора выражается практически в том, что соединение их в организме не является стабильным. Комплекс этот легко разрушается, и свойства вируса при этом восстанавливаются. Но если к комплексу «вирус + ингибитор» присоединяется Ко-фактор (возможно, эту роль выполняет пропердин), комплекс становится стабильным, вирус из него выделиться не может и, следовательно, с клеткой не взаимодействует.
Наибольшей противовирусной активностью, особенно по отношению к вирусам гриппа «А», обладают ß - ингибиторы.
Из всего изложенного по поводу ингибиторов можно сделать заключение, что повышенная чувствительность курящих людей к респираторным вирусам может быть связана с травмирующим действием табачного дыма на слизистую верхних дыхательных путей и уменьшением производства ингибиторов или существенным изменением их конформации после отрыва от клеток.
С такой же степенью вероятности можно предполагать, что повышенная устойчивость к респираторным заболеваниям у людей «закаленных», применяющих регулярно контрастные водные процедуры, обусловлена повышенной концентрацией в носоглоточной слизи ингибиторов, сохраняющих относительно высокую степень специфичности к респираторным вирусам.
Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 258;