Подводные лодки Второй мировой войны
Во Второй мировой войне операции подводных лодок достигли наибольшего размаха на Атлантическом театре, включая прибрежные моря, где Германия пыталась нарушить морские коммуникации Англии и США. К началу войны Германия по количеству ПЛ находилась на последнем месте среди великих держав, имея в составе флота всего 57 единиц. Однако, приступив к постройке ПЛ в 1935 году после отказа от ограничений Версальского договора, Германия уже в 1941 году резко увеличила их количество (табл. 1.3) [38], [43].
Всего за годы войны ею была построена «подводная армада» численностью 1131 единица.
В подавляющем большинстве это были подводные лодки «старых» типов, имевшие обычные для довоенных лет невысокие подводные скорости и дальности плавания. Особенно много было построено подводных лодок среднего водоизмещения VII серии (690 единиц) и большого водоизмещения IX серии (160 единиц), которые с небольшими изменениями выпускались в течение всей войны. Эти подводные лодки составили главную ударную силу подводного флота Германии во Второй мировой войне. Улучшения, которые были внесены в подводные лодки этих серий в первые годы войны, касались, главным образом, обесшумливания при малых подводных скоростях, торпедного оружия и средств радиосвязи, а также увеличения дальности плавания надводным ходом.
Потери торгового тоннажа от подводных лодок в первые годы войны угрожающе росли, достигнув максимума в 1942 г. Особенно велики были потери судов при следовании самостоятельно, вне конвоев.
Для повышения эффективности в борьбе с конвоями немецкие ПЛ применяли тактику многократных групповых атак «волчьих стай», используя для сближения с конвоями сравнительно высокие скорости надводного хода.
Только в 1943 г. США и Англии удалось создать эффективную систему ПЛО, которая включала:
— развитую систему конвоирования судов;
— вооружение кораблей охранения гидролокаторами;
— придание конвоям специальных авианосцев;
— вооружение авианосной и береговой авиации ПЛО, а также кораблей охранения радиолокаторами;
— организацию активного поиска ПЛ на их возможных путях следования, около баз и в местах сосредоточения;
— патрулирование береговых самолетов ПЛО и создание авианосных поисково-ударных группировок (АПУГ).
В 1943 г. для немецких ПЛ в Атлантике сложилась тяжелая обстановка: самолеты с помощью радиолокации обнаруживали ПЛ в надводном положении на большом расстоянии в любое время суток и немедленно их атаковали. Радиолокация загнала подводные лодки под воду и лишила их возможности использовать высокие надводные скорости и дальности плавания. В подводном же положении вследствие низких скоростей и малых дальностей плавания перехват конвоев часто становился невозможным. При таком положении подводные лодки «старых» типов стали неэффективными. С 1943 г. их потери катастрофически росли, а число потопленных ими судов — уменьшалось.
Использование новых видов оружия, таких как самонаводящиеся торпеды, применение поисковых радиолокационных станций и средств гидроакустической маскировки, оборудование подводных лодок устройством «шнорхель» и ряд других мероприятий несколько повысили боеспособность немецких подводных лодок, но изменить обстановку на море не могли. Необходимо было создать подводные лодки нового типа, которые обладали бы высокими скоростями и дальностями плавания в подводном положении, увеличенной глубиной погружения и могли бы оперировать большей частью в подводном положении.
Еще в 1942 г. в Германии была начата постройка опытных ПЛ XVII серии малого водоизмещения (7 единиц) с форсажной парогазотурбинной установкой (ПГТУ) Вальтера. Позднее с установкой этого типа разрабатывались боевые ПЛ XXVI серии среднего водоизмещения. Подводные скорости кораблей этих серий были очень высоки, достигая 24...26 узлов. Запасы окислителя позволяли поддерживать эту скорость в течение 3...6 часов. Быстро осуществить крупносерийную постройку ПЛ с новой энергетикой в годы войны было невозможно, поэтому в 1943 г. промышленности был дан заказ на проектирование дизель-аккумуляторных ПЛ XXI и XXIII серий с существенно повышенными подводными ТТХ, а в 1944 г. началась их постройка. Новинки немецкого подводного кораблестроения представляли большой интерес в техническом отношении, особенно океанская ПЛ XXI серии (рис. 1.25) [31].
За счет установки более мощных электродвигателей и аккумуляторных батарей в 2 раза повысилась энерговооруженность подводной лодки. ПЛ имела хорошо обтекаемую форму корпуса и ограждения выдвижных устройств. Длина была уменьшена на 20...25% по сравнению с ПЛ близкого водоизмещения «старых» типов, что привело к снижению сопротивления движению в подводном положении. В результате ПЛ XXI серии могли развивать скорость подводного хода до 17...17,5 узлов. Увеличилась и дальность подводного плавания экономической скоростью. Глубина погружения возросла на 100 метров.
Значительное внимание было уделено снижению шумности. ПЛ имела мощное торпедное вооружение и механизированные стеллажи запасных торпед, обеспечивавшие быструю перезарядку аппаратов. Были усовершенствованы средства наблюдения и связи, в том числе гидроакустические, улучшены условия обитаемости.
В целом ТТХ новых ПЛ были таковы, что силы ПЛО того времени в борьбе с ними могли быть малоэффективными.
Существенные нововведения были сделаны в организации и технологии постройки. Учитывая крупносерийность ПЛ XXI серии, к их постройке было привлечено большое число предприятий, в том числе, не имевших непосредственного отношения к судостроению (заводы металлоконструкций и др.); впервые был применен крупно-блочный способ постройки с весьма высоким насыщением блоков механизмами, оборудованием, системами, кабелями. Гидравлические испытания прочного корпуса были предусмотрены только для головной ПЛ. Лодки строились полностью сварными.
Однако в условиях начавшегося развала гитлеровской военной машины отработка, освоение и введение в строй подводных лодок XXI и XXIII серии замедлилось. Занятие советскими войсками Данцига (Гданьска), который был одним из главных центров строительства ПЛ XXI и XXIII серий, а также торпедирование лайнера «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось около 4000 подводников, специально подготовленных для управления новыми ПЛ, еще более усугубило положение.
ПЛ с Вальтеровской установкой XXVI серии так и не были за-кончены постройкой. Естественно, новые ПЛ не смогли оказать влияние на ход войны на море.
Вторым по интенсивности театром подводной войны был Тихий океан, где американские ПЛ уничтожили 4870 тыс. BRT японского торгового тоннажа, потопили или повредили значительное число боевых кораблей [43].
Операции ПЛ других морских держав не получили такого раз-вития, как в Германии или в США. ПЛ, построенные в этих странах во время войны (кроме некоторых японских ПЛ), не имели принципиально новых технических решений, отличавших их от ПЛ довоенной постройки.
Говоря о действиях советских подводных лодок в Великой Отечественной войне, следует иметь в виду, что они были затруднены неблагоприятным положением в первые годы войны на сухопутном театре. В 1943 г. подводные лодки Балтийского флота оказались изолированными в восточной части Финского залива, так как поставленные немцами противолодочные заграждения плотно перекрыли залив.
Несмотря на это, подводники Балтики за годы войны нанесли ощутимые удары по врагу. Особенно эффективными стали действия подводных лодок КБФ в 1944—1945 гг. Число потопленных судов на одну потерянную ПЛ составляло около 30. В сентябре 1944 г. в связи с успешными действиями наших подводных лодок Швеция прекратила поставку Германии железной руды.
Интенсивной была боевая и транспортная деятельность наших ПЛ на Черном море, особенно в период обороны Севастополя.
Исключительно активные боевые действия в течение всей войны вели подводные лодки Северного флота, где ими было потоплено большое число боевых кораблей и транспортов противника.
Обобщая данные о результатах действий ПЛ во Второй мировой войне, можно сказать следующее.
Суммарное количество ПЛ в составе флотов всех главных воевавших держав за время войны составило около 2420 единиц (не считая сверхмалых с экипажем 1-2 человека).
Погибло во время войны примерно 1270-1280 ПЛ (около 53%), из которых уничтожено:
Самыми большими были потери подводных лодок Германии — 781 ед. (из 1188), или 66%.
Длительность пребывания подводной лодки в строю во время войны до момента ее гибели составило (по флотам воевавших держав):
т.е. средний «срок жизни» погибших ПЛ в 80% случаев не превышал двух лет. Всего подводными лодками всех главных воевавших держав потоплено за войну 21000 тыс. BRT торгового тоннажа (более 4500 судов) и 320 боевых кораблей, из них 43 крупных (авианосцы, линкоры, крейсеры) [114].
Результаты действий подводных лодок во Второй мировой войне и направления их дальнейшего развития, проявившиеся в конце войны, оказали сильное влияние на подводное кораблестроение в послевоенный период.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 325;