Подводное кораблестроение в СССР с 1919 по 1939 гг.
К созданию новых подводных лодок наша страна смогла приступить только во второй половине 1920-х годов, когда восстановление промышленности было завершено, и началась индустриализация народного хозяйства. К этому времени подводных лодок в составе флота практически не было: числившиеся в строю 15 лодок типа «Барс» и «АГ» устарели.
В 1926 г. было принято решение о проектировании и постройке подводного флота на уровне современной техники своими силами без помощи иностранных фирм. Для их проектирования на Балтийском заводе в Ленинграде было создано специальное конструкторское бюро, преобразованное впоследствии в ЦКБ-18. Возглавил его ученый и инженер Борис Михайлович Малинин (1888-1949), который начал работу в области подводного кораблестроения в 1913 г. под руководством И.Г. Бубнова на том же заводе. Он стал главным конструктором многих серий подводных лодок.
В 1927 г. на Балтийском заводе была начата постройка подводной лодки I серии типа «Д» («Декабрист» — название головного корабля серии). В 1931 г. первая ПЛ этого типа вступила в строй. ПЛ типа «Д» имели двухкорпусную конструкцию и относились по тому времени к большим ПЛ (рис. 1.19) [104].
Одновременно с проектированием и постройкой создавалась и научная база подводного кораблестроения. П.Ф. Папкович и Ю.А. Шиманский решили основные вопросы статической прочности ПЛ. Б.М. Малинин, А.Н. Щеглов, В.В. Перловский, С.А. Базилевский, А.В. Базилевич и др. исследовали вопросы статики и динамики подводной лодки, ее погружения и всплытия; ими были разработаны и приведены в стройную систему методы расчета [84].
В 1930-е годы начинаются работы над проблемами использования двигателей внутреннего сгорания для подводного хода как средства повышения скорости и дальности плавания в подводном положении. Большое внимание уделяется повышению живучести подводной лодки и обеспечению спасения личного состава при аварии. К ПЛ предъявляется требование надводной непотопляемости, устраиваются отсеки-убежища; получают большое развитие спасательные устройства и системы, используемые в борьбе за живучесть ПЛ (воздух высокого давления и водоотливная система).
В эти годы в нашей стране строятся подводные лодки, различные по назначению и тактико-техническим характеристикам.
Еще до окончания постройки ПЛ типа «Д» начинается создание подводных лодок типов «Л» (Ленинец), «Щ» (Щука) и «М» (Малютка).Они строились до начала войны несколькими последовательными сериями, учитывавшими опыт эксплуатации ПЛ, изменение требований ВМФ и развитие военно-морской техники.
Большие полуторакорпусные ПЛ типа «Л» строились четырьмя сериями (II, XI, XIII, ХШ-бис). Особенность этого типа — универсальность вооружения: наряду с сильным торпедным, ПЛ несли артиллерийское и минное вооружение. Несколькими сериями строятся средние подводные лодки типа «Щука» (III, V, V-бис, У-бис2, X, Х-бис).
На подводной лодке третьей серии было испытано устройство продувания главного балласта на перископной глубине при помощи дизеля, приводимого во вращение от главного гребного электродвигателя и работавшего, как компрессор. Устройство было признано удачным и подтвердило полную надежность продувания водяного балласта этим способом на подводных лодках III серии.
На подводных лодках типа «Щука» X серии было применено новое ограждение рубки, обтекаемой формы, которую назвали «лимузинной». Проектанты считали, что ограждение рубки новой формы снизит сопротивление движению в подводном положении и позволит увеличить скорость подводного хода (рис. 1.20) [57].
Была разработана и новая система воздуха высокого давления, принципиально отличавшаяся от системы, принятой на подводных лодках типа «Щ» предыдущих серий. В результате применения новой системы воздуха высокого давления время аварийного продувания цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9... 10 до 3 минут. Первые ПЛ типов «Л» и «Щ» вступили в строй уже в 1933 году.
Подводные лодки типа «М» — малого водоизмещения, одновальные, однокорпусные строились тремя сериями: VI, VI-бис (главный конструктор А.Н. Асафов), XII (главный конструктор П.И. Сердюк) и XV (главный конструктор Ф.Ф. Полушкин).
Последняя по времени модификация этого типа, XV серия, имела двухвальную ЭУ и булевой корпус. ПЛ этой серии начали вступать в строй уже после начала войны. ТТХ ПЛ типа «М» сильно из-менялись, улучшаясь от серии к серии, но одновременно росло и водоизмещение от 160 т на ПЛ VI серии до 280 т на ПЛ XV серии. В качестве примера на рис. 1.21 приведен чертеж подводной лодки типа «М» XII серии [104].
Характерной особенностью отечественных ПЛ малого водоизмещения была возможность их транспортировки по железным дорогам страны, в сборе или с минимальным объемом демонтажа. Требование транспортировки налагает определенные ограничения на главные размерения и массу ПЛ, которые должны учитываться при проектировании. Это требование сложилось исторически, когда на Дальнем Востоке еще не было судостроительной базы. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. из Петербурга во Владивосток были перевезены ПЛ типа «Касатка» и некоторые другие. В 1930-х гг. в связи с воссозданием Тихоокеанского флота на Дальний Восток была перевезена ПЛ типа «М». Требование транспортировки предъявлялось к проектам малых ПЛ и в послевоенные годы [39].
Все ПЛ типа «М» имели полностью сварной корпус (прочный и легкий). Для 1932-1933 гг., когда строились ПЛ VI серии, это было техническим достижением мирового уровня: нигде за рубежом лодок со сварным прочным корпусом еще не строили. Остальные типы подводных лодок, построенных в период с 1927 по 1941 г., имели, как правило, клепаный прочный и сварной легкий корпус.
На базе новых требований и задач, а также накопленного опыта эксплуатации ПЛ первых серий, в середине 1930-х гг. были разработаны проекты и начата постройка улучшенных средних ПЛ типа «С» (Сталинец) IX и IX-бис серий (рис. 1.22) и большой крейсерско-эс-кадренной ПЛ типа «КЭ» — XIV серии (рис. 1.23) [104].
При проектировании ПЛ типа «С» был использован немецкий опыт, поскольку фирме «Дешимаг» был заказан проект ПЛ с близкими ТТХ. Этот проект был выполнен и частично использован. ТТХ ПЛ типа «С» значительно превосходили элементы ПЛ типа «Щ», однако ценой этого было почти 40%-ное увеличение водоизмещения.
ПЛ типа «КЭ» XIV серии (главный конструктор М.А. Рудницкий) были универсальными кораблями: они предназначались как для самостоятельных крейсерских операций, так и, имея скорость надводного хода 22...24 узла, могли действовать и совместно с эскадрой надводных кораблей. На них устанавливалось мощное вооружение: помимо торпед, они несли и мины заграждения, как и подводная лодка типа «Ленинец» (рис. 1.24).
Впервые на советских подводных лодках был установлен дизель-генератор. С его помощью можно было осуществлять экономический ход и зарядку аккумуляторной батареи. Дизель-генератор мог также давать ток для электродвижения при совместной работе на гребные валы дизелей и главных гребных электродвигателей во время максимального надводного хода. Впервые в отечественном подводном судо-строении была применена рефрижераторная фреоновая установка для провизионных кладовых. Для пополнения запасов питьевой воды предусматривались электроопреснители. Эти ПЛ начали вступать в строй в 1940 г.
При создании советских ПЛ были и неудачи. В частности, большие ПЛ типа «Правда» (IV серия — 3 единицы) не подтвердили проектных ТТХ. Требуемая предельная глубина погружения 90 м оказалась необеспеченной. ПЛ было разрешено погружаться только на 60 м. Огромный запас плавучести (75%), естественно, вызывал чрезмерно большое время погружения ПЛ этого типа.
К 1941 г. в состав ВМФ СССР входили 218 подводных лодок, что значительно превосходило по количеству подводный флот любой страны. Качественно наши ПЛ также не уступали лучшим иностранным кораблям предвоенной постройки, а по некоторым характеристикам и превосходили их [98].
Глубина погружения к началу Второй мировой войны достигла на лучших подводных лодках главных морских держав 100 м, а время погружения 45...50 с. Было усилено торпедное вооружение, артиллерия сохранилась на всех ПЛ. Несколько возросли скорости и дальности плавания в надводном положении. В странах с мощными надводными флотами получил развитие класс эскадренных ПЛ, отличавшихся особенно высокой надводной скоростью, превышавшей 20 узлов. Подводная скорость хода сохранилась на уровне 8...10 узлов (на 1 час хода); увеличение ее сдерживалось ростом массы аккумуляторных батарей и водоизмещения ПЛ [99].
Форма корпуса подводных лодок этого периода была по-прежнему подчинена требованиям мореходности и ходкости в надводном положении. Удлинение корпуса ЫВ у большинства ПЛ составляло 10... 12 и более. Надводная часть корпуса и ограждения выдвижных устройств изобиловали вырезами в корпусной обшивке и выступающими частями, повышавшими сопротивление при подводном ходе. Площадь вырезов определялась требованиями получения заданного времени погружения, которое для ныряющих ПЛ оставалось весьма важной ТТХ.
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 300;