Метательные машины истории Японии

Считается, что японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна.

В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Во всех этих случаях остается неясным, были ли эти арбалеты ручными вариантами или большими стационарными.

Однако существуют и более определенные сведения о применении в Японии больших стационарных арбалетов, получивших название о-юми. Примерно к 700 г. относится сообщение о выделении в японской армии отряда в 50 человек и вооружении его большими арбалетами, каждый из которых обслуживали два воина. В 835 г. японский мастер Симаки но Фубито Макито даже усовершенствовал китайские образцы и создал «передовое оружие», которое «могло поворачиваться и стрелять в четырех направлениях».

Это говорит о том, что орудие располагалось на некой подставке-треноге, вероятно, наподобие древнегреческого оксибела. Изобретение оказалось настолько удачным, что уже через три года управляющий провинцией Мино приказал заменить 20 старых машин четырьмя новыми. Еще одно свидетельство сосуществования ручных и стационарных арбалетов относится к разорению мятежниками города Акита в северной Японии. Здесь было захвачено 29 стационарных и 100 ручных арбалетов.

Конструкция мистического о-юми остается неясной. До сих пор не найдено ни одной детали, имеющей отношение к о-юми, а немногие сохранившиеся иконографические данные не имеют описаний и не дают возможности с уверенностью сказать, изображен ли на них о-юми или просто ручной арбалет. Есть определенные свидетельства того, что о-юми отличался от применявшихся в Китае образцов. Так, в источниках упоминается об усовершенствовании японцами этого оружия, а также о том, что в отличие от китайских образцов, в большинстве случаев стрелявших стрелами-болтами, японские орудия использовались в равной степени для стрельбы как болтами, так и камнями.

Существовало также оружие исиюми, возможно, разновидность о-юми. Исходя из названия (исиюми - «каменный лук»), можно заключить, что это был арбалет, стрелявший камнями. Подтверждение этому мы находим в «Госаннэн Кассэн Экотоба», хронике Трехлетней войны (1083-1089 гг.): герой Бан Дзиро Кэндзё Сукэканэ был сбит с ног камнем, выпущенным из исиюми и угодившим ему в шлем. В «Осю Госаннэн ки», описывающей события той же войны, есть упоминание об осадном орудии, которое стреляло камнями со стен замка.

Встречаются упоминания, что снаряды из о-юми сыпались «подобно дождю». Например, в хронике Девятилетней войны (1053-1062 гг.), «Муцу ваки», сказано: «о-юми стреляли день и ночь, стрелы и камни сыпались подобно дождю», - что говорит в пользу того, что орудия были многозарядные магазинные.

С середины X века стационарные арбалеты, похоже, перестают применяться в полевых сражениях, оставаясь лишь осадными орудиями, а к концу XII века совсем выходят из употребления. Причина этого кроется в ослаблении центральной власти в период Хэйан и появлении феодальной раздробленности.

Все труднее становилось найти ресурсы для производства и поддержания стационарных машин, а также для тренировки прислуги. Поэтому со временем опытных операторов становилось все меньше. В последний раз эти машины упоминаются в связи с осадой Минамото Ёритомо в 1189 г. крепости вблизи горы Ацукаси. После этого сведения о японских аркбаллистах исчезают из источников.

До XV века нет четких свидетельств о применении японцами какой-либо осадной или метательной техники. Описываются лишь набеги и нападения с героическими вызовами и попытками уладить дело сожжением частокола дотла. Правда, на протяжении кровопролитных войн между Северным и Южным дворами в XIV веке можно не раз встретить упоминания о воинах, убитых камнями.

Например, в 1341 г. знаменосец Хикодзиро был убит камнем при осаде замка Хоригири. В 1333 г. знаменосец Накабира был сражен камнем в правый глаз, а другой знаменосец получил камень в лицо, «оставив его наполовину мертвым, наполовину живым». В 1372 г. воин клана Сибуя, сражавшийся на далеком Кюсю, получил «удар камнем в шлем так, что он упал в ров и умер». Ни в одном из этих случаев мы не имеем никаких указаний на то, что камень был пущен из какого-либо орудия. Вполне возможно, что камни просто сбрасывали со стены. В пользу этого говорит и тот факт, что большинство убитых было знаменосцами, которые традиционно должны были быть первыми среди атакующих замок.

Только в 1468 г. в период Войны годов Онин (1467-1476 гг.) мы находим первое неопровержимое доказательство применения камнеметов. В «Хэкидзан Нитироку» читаем:

«Мастер из провинции Ямато пришел в лагерь и построил хацусэкибоку. В том месте, куда камни падали, они раскалывались на куски. Эти осадные машины метали камни и предметы типа Китайских слив. Из них метали груз камней или уничтожали армии, сея огонь в их рядах. Машины стреляли камнями весом 12 кин [5,4 кг] на приблизительно 300 шагов».

 





Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 292;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.008 сек.