Классификация красок для поверхностей
Каждая краска предназначена для определенных поверхностей. Акварелью нельзя красить железо, а масляной краской — кирпич.
Стены, покрашенные масляной краской, не дышат. У клеевых красок плохая цветопередача. Каждый вид красок имеет свое предназначение и свои ограничения.
Широкий выбор. Художники обычно пользуются акварелью и масляными красками, гуашью и темперой, маляры — алкидными и водно-дисперсионными красками. Но никто не запрещает гуашью красить стены, а для живописи использовать автомобильные краски. Сегодня индустриальные краски превосходят художественные по качеству цветопередачи. Поэтому художникам не стоит бояться индустриальных красок. Не говоря уже о декораторах.
Декоратор использует и краски маляров, и краски живописцев, и другие виды красок, например полиграфические или краски для автомобилей. По мнению автора, в некоторых случаях индустриальные краски намного предпочтительнее художественных.
Акварельные краски. Основным свойством этих красок является прозрачность. Сквозь акварельный слой должны просвечивать цвет и фактура основы. Для работы акварельные краски очень сильно разбавляют, чтобы использовать эффекты, которые создаются затеками и мазками разной формы. У акварельных красок свежие цвета. В акварели нет белил, как в других красках.
Акварель удерживается на поверхности за счет пропитывания. Помимо чистой воды акварельные краски разбавляют водой с добавлением сахара, или меда, или желатина, или гуммиарабика, или бычьей желчи. Так акварель приобретает особую свежесть. Кстати, в состав разбавителя для любой краски входит вода. И лучше всего, когда она очищенная или дистиллированная. Вода из-под крана, а также современная городская дождевая и талая вода для этой цели не подходят. Акварельные краски обратимы — могут быть размыты водой. Акварельные краски используют, главным образом, для акварельной живописи. Но ими можно писать даже фреску.
Фресковые краски. Эти краски предназначены для работы в технике фреска. Фреска — живопись по свежей сырой штукатурке. И только по сырой. Если роспись производится по сухой штукатурке, то для нее используют клеевые краски, и эта техника уже не может называться фреской.
Поверхность, покрытая фресковыми красками, матовая, а сам красочный слой — прозрачный. Особенностью этих красок является то, что пигменты размешаны в воде. Никакие дополнительные вещества, обеспечивающие приклеивание краски к поверхности, во фресковые краски не добавляются. Дело в том, что фресковые краски наносятся на свежий штукатурный слой. А когда слой застывает, просто становятся его частью.
Натуральноклеевые краски. Натуральноклеевые краски имеют неяркие пастельные цвета. При высыхании их цвет светлеет. Покрытия, сделанные клеевыми красками, обычно матовые или с легким шелковым блеском. Красочный слой достаточно пористый. Такой слой не препятствует испарению влаги из окрашиваемого объекта, например из непросохшей штукатурки.
Натуральноклеевые краски недостаточно водостойки — покрытие можно смыть со стены горячей водой. Этими красками окрашивали, главным образом, оштукатуренные поверхности в интерьере. Сейчас клеевые краски почти полностью вытеснены более современными водно-дисперсионными.
Клеевые краски составлялись самими малярами. Использовались и готовые смеси пигментов с наполнителем (мелом). Их разводили водой до пастообразного состояния и смешивали с клеевым раствором прямо перед работой.
Казеиновые краски. Краски, приготовленные на казеиновом клее, отличаются от других натуральноклеевых красок своими свойствами. После высыхания они уже не растворяются водой. Казеиновые краски атмосферостойки. Это позволяет использовать их даже для внешней отделки бетонных, кирпичных и оштукатуренных зданий. Казеин, из которого готовится связующее для этих красок, выделяется из молока при его скисании или искусственном подкислении. Казеин становится клеем, если его растворить в воде в присутствии щелочи. Разбавляют казеиновые краски водой с добавлением казеинового клея или молочной сывороткой, а также допустимо разбавление пивом.
Гуашь. Гуашь — это дешевая художественная краска. Она используется для живописи и оформительских работ по бумаге, картону, фанере, полотну, шелку, кости. Можно сказать, что гуашь возникла как разновидность акварели, когда художники, чтобы достичь плотности красочного слоя, стали добавлять в акварель белила. В середине девятнадцатого века началось фабричное производство гуаши. Это превратило ее в самостоятельную краску.
Гуашевые краски густые и непрозрачные, покрытия — матовые. Разбавлять гуашь можно всеми разбавителями, которые используются для разбавления акварели, натуральноклеевых красок и темперы.
Темпера. Темпера — одна из самых древних художественных красок. Ее цвет необыкновенно стоек, почти не блекнет ни от времени, ни от внешних воздействий. Темперная живопись, если она не покрыта лаком, имеет бархатистую матовую поверхность. Связующим для темперы могут служить самые разные эмульсии. Поэтому видов темперы много. Классическая темпера — яичная. Яичный желток, на котором она замешивается, сам по себе является натуральной эмульсией. Яичная темпера предназначена для лессировочной многослойной живописи, толстый слой краски будет трескаться. Многократные наложения красочных слоев яичной темперы не уничтожают свежести цвета. Мазок высыхает очень быстро, поэтому он практически не смешивается с соседними. Перекрывающие друг друга мазки полупрозрачной краски создают ощущение глубины. Темперная живопись может быть покрыта лаком или отполирована мягкой тканью до блеска. Яичную темперу не рекомендуется разбавлять водой. Чтобы сделать краску жиже, лучше добавить еще немного яичного желтка или желтка с белком.
Известковые и цементные краски. Оттенок этих красок после высыхания всегда светлее, чем цвет раствора. Известковые краски можно использовать в сырых и холодных помещениях, где клеевая краска держаться не будет. Они применяются для наружных и внутренних окрасок по кирпичу, штукатурке, камню, бетону, а также по дереву, в случае если окраска рассчитана на недолгий срок.
Цементные краски используются для наружной окраски каменных, кирпичных, бетонных, оштукатуренных и других пористых поверхностей. Связующим для пигментов в известковых красках служит известь. А для цементных — цемент. Важным свойством цемента и извести является то, что при взаимодействии с водой они образуют пластичную массу, которую можно нанести на поверхность. После высыхания эта масса становится очень твердой и прочной. Поэтому цемент и известь — основные компоненты строительных и штукатурных растворов. Если в такой раствор добавить пигмент, то он может быть использован как краска. Хотя, по существу, это цветная штукатурка. Известковые и цементные краски нельзя наносить на ранее окрашенную поверхность.
Также краски могут быть приготовлены на гипсе с добавлением клея. Ими пользуются бутафоры. Разбавитель для этих красок не нужен — состав сразу готовится той консистенции, которая необходима для работы.
Силикатные краски. Силикатные краски дают прочную, атмосферостойкую, хорошо прилипающую к поверхности пленку. Они предназначены для окрашивания внутренних и внешних кирпичных, бетонных, каменных и оштукатуренных поверхностей. Для окрашивания железа их использовать нельзя — железо от них ржавеет. Кроме того, силикатными красками красят деревянные изделия и сооружения для уменьшения их горючести.
Связующим для силикатной краски является водный раствор жидкого (растворимого) стекла. Жидкое стекло по своей природе родственно обычному стеклу. Оно получается в результате плавления кварцевого песка с добавками, содержащими калий или натрий. Результат плавления — твердое вещество. Его измельчают, а затем порошок растворяют в воде. Получается клейкий состав, который может быть использован в качестве связующего для пигментов. В сущности, силикатные краски — это вариант клеевых, где жидкое стекло выступает в качестве клея. В промышленности выпускаются силикатные краски в виде пасты. Перед употреблением их разводят кипяченой водой.
Есть двухкомпонентные силикатные краски, когда порошкообразный пигмент (с наполнителями и добавками) и раствор жидкого стекла смешивают непосредственно перед работой.
Водно-дисперсионные краски. На сегодняшний день это самые современные и самые популярные краски. Во всем мире именно они постепенно вытесняют из употребления и натуральноклеевые, и алкидные, и практически все остальные виды традиционных красок. Однако именно об этих красках пользователи знают меньше всего.
В начале прошлого века в лакокрасочной индустрии произошел настоящий переворот. Были созданы совершенно новые краски. Сначала они были очень дорогим, эксклюзивным материалом для живописи. Но в 70-е годы их стали широко применять в малярном деле. Как художественный материал водно-дисперсионные краски соединяют в себе особенности акварельной и масляной живописи. Как материал для декорирования они обладают целым списком достоинств.
Водно-дисперсионные краски очень удобны в работе, не имеют резкого запаха, не токсичны и не огнеопасны. Они быстро высыхают. Покрытия, сделанные водно-дисперсионными красками, легко прилипают к древесине, бетону, кирпичу и даже к старым покрытиям без специальной подготовки поверхности. Они хорошо противостоят агрессивным воздействиям окружающей среды. Благодаря устойчивости к действию щелочи эти краски можно наносить по свежей (не полностью высохшей) штукатурке и цементу. Поэтому водно-дисперсионные краски применяют не только для внутренних, но и для наружных покрытий.
Причем такие покрытия паро- и воздухопроницаемы. Словом, у них практически нет отрицательных свойств. Кроме одного — до 2000 года в их палитре не было глубоких, насыщенных оттенков. Поэтому когда был нужен сочный, яркий цвет, воднодисперсионные краски не могли помочь. Несколько лет назад эта проблема была в значительной степени решена. В каталогах компаний, производящих краски, появился весь спектр цветов. Сейчас водно-дисперсионные материалы практически заменили собой алкидные. Даже двери и плинтусы, которые традиционно покрывались ими, теперь красят воднодисперсионными красками. Кстати, автомобильная промышленность также перешла на них.
Справедливости ради надо сказать, что в отношении некоторых цветов воднодисперсионные краски все еще уступают масляным (алкидным). Так, до сегодняшнего дня насыщенный красный цвет дают только масляные либо нитрокраски. Но, видимо, в ближайшем будущем и эта проблема будет преодолена. Ведь над усовершенствованием водно-дисперсионных красок постоянно работают специалисты.
Благодаря этому у этих красок с каждым днем все больше достоинств и все меньше недостатков. Кстати, в живописи эти краски и раньше, и теперь называют акриловыми. Водно-дисперсионные краски — сложные, профессиональные современные материалы высокого качества. В их состав, кроме пигмента и связующего, введено множество функциональных и декоративных добавок. Однако их номенклатуру узнать нельзя.
Точный рецепт краски — это коммерческая тайна. Взамен потребитель получает подробную этикетку, где сказано, для каких именно целей предназначена краска и каковы ее возможности. Водно-дисперсионные краски необратимы. Прочность покрытий может быть дополнительно усилена добавлением в краску специального состава — отвердителя. В качестве растворителя для всех воднодисперсионных красок используется вода или процентный раствор аммиака. В качестве разбавителей применяются только профессиональные материалы. Им, главным образом, и посвящена эта книга. Разбавители, то есть глезали, являются универсальными, они подходят к любой разновидности водно-дисперсионных красок.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 332;