Краски. Работа с ними, техники и методы покраски
О красках. Глезаль - это метод работы с краской. Поэтому с красок и надо начать. Краски - это материалы, в состав которых входят пленкообразующие вещества (связующие) и тонкодисперсные неорганические или органические пигменты. Помимо этого, краски могут содержать растворители, наполнители, сиккативы, пластификаторы и другие добавки.
В промышленности краски выпускают главным образом в виде концентрированных или разбавленных суспензий. Краски изготовляют также в виде прессованных плиток (например, акварельные краски) или порошкообразных смесей пигмента, пленкообразующего и других добавок.
В зависимости от назначения краски подразделяются на строительные, полиграфические, художественные.
Существуют также разнообразные краски специального назначения: светящиеся, способные к люминесценции; термочувствительные, позволяющие контролировать температуру на поверхности окрашенного изделия; необрастающие, препятствующие обрастанию раковинами моллюсков подводных частей морских судов, и другие.
Зачем нужна краска. Краска может присутствовать на всех поверхностях и в составе всех материалов, которые создаются людьми. У нее две важные функции: во-первых, краска - это декоративное покрытие, во-вторых - защитный слой.
Почему краска цветная. В каждой краске есть основной компонент. Он создает цвет. Это цветное вещество называется пигментом. В качестве пигментов издавна использовались цветные глины, растертые камни и различное растительное сырье. Сейчас известно очень много пигментов. Часть из них природного происхождения - это минералы, глины, продукты сгорания, вещества животного и растительного происхождения. Но больше всего пигментов получено искусственно, в результате химических реакций. Примером такого пигмента может быть изумрудная зелень. Ее получают не из изумруда, а из хромпика и борной кислоты.
Связующее. В приготовлении краски пигмент используется в виде порошка. Но если просто посыпать цветным порошком поверхность, он не будет держаться. Пигмент нужно закрепить. Для этого потребуется специальная субстанция, в которой пигмент размешивается. Эта субстанция называется связующим. Можно считать, что связующее связывает (объединяет) частицы пигмента в краску.
Смешать или растворить. Пигмент смешивается со связующим, но никогда не растворяется в нем. Если взять микроскоп и посмотреть на окрашенную поверхность, то можно увидеть частицы пигмента.
Принципы окрашивания. Слой краски может быть «приклеенным» к поверхности. Это поверхностное окрашивание. Но может и пропитывать поверхностный слой, проникая в его поры. Это пропитка. В третьем случае это будет и пропитывание, и образование слоя краски. Любая краска может стать пропиткой. Надо ее просто очень сильно разбавить. Все зависит от природы поверхности. Например, если это стекло, то оно не «пустит» в свою структуру никакую краску. А если дерево, то, разбавив практически любую краску, ее можно сделать пропиткой.
Про разбавление. Некоторые краски продаются готовыми к употреблению. Но краска может также быть концентрированной или сухой. Примером сухой краски является акварель. Примером концентрированной — масляная. В банке или тюбике она находится в виде очень густой пасты. Это удобно для хранения и продажи. Обычно концентрированную краску разбавляют. Так ее легче наносить и создавать с ее помощью различные эффекты. Чтобы сделать краску более жидкой, в нее добавляют разбавитель. Обычно краску разбавляют непосредственно перед работой.
Про растворение. После работы мы моем кисти, используя для этого растворитель. Растворитель служит для смывания, а не для разжижения. Нельзя путать разбавитель и растворитель. У них разные задачи. И это разные составы.
Разбавители и растворители. К сожалению, в русском языке эти понятия не разведены. Слово «разбавитель» употребляется редко. Но важно понимать, в чем различие разбавителя и растворителя. Разбавители изменяют консистенцию краски, делают ее жидкой, изменяют ее свойства. Растворители уничтожают краску, смывают ее с инструментов, убирают ее излишек с поверхности.
Нельзя использовать один и тот же состав для обеих целей. Если разбавлять краску растворителем, то можно серьезно ухудшить ее свойства. Разбавление и растворение — всегда разные задачи. Просто в некоторых случаях и для того, и для другого подходит одно вещество. Так, вода для акварели является одновременно растворителем и разбавителем.
Особые разбавители – глезали. Разбавитель делает краску жиже, чтобы с ней было удобнее работать. В свою очередь, в декоративном искусстве применяются специальные разбавители.
Они модифицируют краску, делают ее пригодной для создания художественных эффектов. Такие специальные разбавители называются глезалями. Их выбору и использованию посвящена эта книга.
О художественных красках. Художественные краски, как правило, дороже индустриальных. В художественных красках используются более чистые пигменты. Специально подбираются композиции из тонко- и груботертых пигментов. Если этого не делать, мазок не получится. Краска будет либо слишком прозрачной, либо слишком пастозной. В художественных красках стараются не использовать добавки. Идеальная масляная краска состоит из масла и пигмента. Здесь важны не свойства, а цвет.
Добавки для индустриальных красок. В индустриальной краске, для того чтобы придать определенные свойства поверхности, не достаточно пигмента и связующего. В состав обязательно вводят добавки. Они нужны для того, чтобы поверхность стала блестящей или матовой, гладкой или шероховатой. Кроме того, существуют технологические свойства краски, которые также создаются добавками различных веществ. Вот основные из них. Консерванты не дают водным краскам «цвести» или скисать. Антисептики убивают бактерии. Пластификаторы повышают пластичность краски. Сиккативы ускоряют высыхание. Ретардеры замедляют высыхание. Эмульгаторы и диспергаторы способствуют равномерному распределению в красочной массе всех веществ, входящих в ее состав, и придают этому составу устойчивость. Загустители делают краску гуще. Ингибиторы в красках для металла предотвращают коррозию поверхностей. Пеногасители препятствуют нежелательному образованию пены - появлению в краске мельчайших пузырьков газа. Наполнители придают краске массу. Они заменяют ее дорогостоящие компоненты, удешевляют ее. Чаще всего это известь, мел, тальк. Декоративные добавки делают краску блестящей, матовой, серебристой и создают другие эффекты.
Почему краска высыхает. Превращение жидкой краски в твердое красочное покрытие — сложный процесс. В одних красках затвердевание происходит за счет испарения жидкости. В других — за счет химических превращений. В третьих — за счет того и другого. Химические превращения могут быть различными. Это может быть реакция компонентов краски с водой. Так происходит в известковых и цементных красках. Это может быть реакция между компонентами краски и отвердителя. Так происходит в эпоксидной двухкомпонентной краске. На процесс затвердевания могут оказывать влияние различные физические процессы. Существуют специальные краски, которые твердеют только при участии ультрафиолетового излучения.
Краски и свет. Твердение многих красок, например масляных, происходит при участии дневного света. Но дневной свет может стать и причиной разрушения красочного слоя. Под влиянием света водно-дисперсионные краски стекленеют. Масляные краски отбеливаются. Многие музеи не разрешают хранить картины в ярко освещенных местах, а также пользоваться в музейных залах фотоаппаратами со вспышками, так как свет может быть причиной разрушения красочного слоя. Сейчас выпускаются краски, которые обладают способностью «отталкивать» ультрафиолетовое излучение.
Про эмаль. Эмаль — это не отдельный вид материала. Это краска, образующая гладкую поверхность. По составу, по виду связующего она тоже может быть разной. Эмаль — это состояние любой краски.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 314;