Истоки и воплощение в деревянной резьбе разнообразных фигур, линий, порезок в виде своеобразных духовных образов
С самого начала появления у предков восточных славян стремления оставить «на память» след — камень-следовик, зарубку, засечку на стволе дерева — было самыми первыми шагами творчества.
Место удачной охоты, рыбной ловли, надежной тропы предок отмечал для того, чтобы вновь придти к тому или иному месту удачи. Таким образом, складывались определенные навыки, которые в свою очередь нарабатывались от навыка, опыта работы.
Так со временем камни-следовики стали отмечать ту или иную территорию, место обитания племени, рода вплоть до первых княжеских уделов. При этом устанавливались и так называемые переговорные камни-следовики, где осуществлялись различные переговоры между племенами, родами и князьями. Объявлялась война, договаривались о мире и прочих делах. Часто за отсутствием камней, особенно в лесистых местностях, их заменяли деревянными столбами, различными перекладинами, позднее, примерно, во I—II-ом в. до н.э. деревянными крестами. Их ставили на самых ответственных местах и участках, особенно на межселенных дорогах.
На верху такого столба, около заостренной части, столб оформлялся, то есть вынималась часть древесины, отстругивалась небольшая ровная площадка, где вырезались специальные знаки (черточки, линии), которые обозначали знаковые понятия того или иного пересказа, наставления, наконец, послания и т.п. Причем, сами знаки и их смысловые понятия менялись. Они либо исчезали из бытового пользования, либо дополнялись и видоизменялись.
Знаки на столбах-указателях, особенно на лесных деревьях, являлись по существу прообразом славянского алфавита. Сходственность порезок, черточек и прочих вырезанных на деревьях порезок была идентична высеченным штрихам, клинообразным линиям на камнях.
Эта сходственность по конфигурациям порезок-линии, штрихов, прочерков отмечалась во всем мире — от Европы до Азии, от Африки до Америки. Здесь нет приоритета начала открытий таких знаков, как нет приоритета в открытии колеса, арки, свода, окна, двери, крыши и др.
Но всех частях земли, где было место обитания древних людей, все это открывалось одновременно. Разница была в размерах этих первых конструкций, материале и качестве. Разумеется, наибольшее качество достигалось в тех местах обитания человека, где было в достатке каменного или деревянного материалов, благоприятности климата. На какой-то стадии развития людей одни земли развивались активнее других соседних, но последние в свое время добирали пропущенные качества с помощью торговли — товарообмена, с которым передавался опыт и навык ручного труда. Особенно торговля способствовала распространению опыта и навыка кустарных ремесленных изделий. Такие изделия на местах их покупок копировались, по их виду местные мастера-умельцы делали подобные изделия, и при э том добавляли свое видение и понимание этого вида мастерства изготовления.
Торговые люди привозили на те или иные рынки не только товары, но и самих мастеров, а нередко сами пересказывали те видения различных «чудес света», и которых рассказывали местным жителям. То есть подобный взаимообмен товарами, пересказами (информацией) создавали условия интереса и желаний для повторений новинок и понравившихся изделий. Местные мастера так называемого народного творчества быстро перенимали опыт и навык заморских, и насыщали свое творчество еще более интересными 1адумками.
V наших предков, как и у остальных народов земли, во главе всего было жилье. Жилище древних восточных славян мало чем отличались от жилищ других соседних народностей, разумеется кроме северных, где издавна чум и юрта были всевечными надежными крышами для их проживания.
Это сейчас, из эпохи цивилизации современных технологий, наше далекое прошлое воспринимается упрощенными мотивами и ситуациями. Но на самом деле жизнь наших предков восточных славян была очень тяжелая и сложная!.. Надо на мгновение представить себе долгие месяцы зимы, когда вся жизнь семьи проходила, особенно в вечерние и ночные часы, при горении сначала очага, а затем лучины... Нащипывалась от соснового бревна щепа, из металлической стойки с зажимом делался своеобразный держатель лучины, а под ним устанавливалось деревянное корыто с водой, для того чтобы полусгоревшие лучины ночью сами падали в воду и гасились. Лучины горели всю ночь с наступлением темноты и до самого рассвета.
Часто у колыбели засыпала мать, и, что случалось нередко, полусгоревшая лучина соскальзывала мимо корыта с водой... Начинался пожар, который уничтожал дотла всю избу, весь дом. Но разрушение жилища начиналось и по другим причинам, особенно из-за некачественного возведения из бревен дома. Здесь и зыбкий грунт, и неожиданное его движение, и наплыв талой и дождевой воды, и самовал окружающего леса от неожиданного ураганного ветра и от многого другого, что наш предок, восточный славянин, не мог заранее предугадать.
Лишиться жилья — это значит погибнуть. Наших предков окружали многие его враги — звери, климат, недруги, его собственное невнимание и ошибки, от которых он сразу же нес либо значительные убытки, либо невосполнимые.
Особенно такие беды приносил огонь — так называемый «КРАСНЫЙ ПЕТУХ», от которого почти не было спасения, не говоря уже о других явлениях и неожиданностях.
Эти беды приходили с внешней стороны, но много бед таилось и среди самих жителей, это, например, распри и недружилюбия, ссоры и болезни, несогласии и вражда и прочие бытовые ситуации, от которых гибла не только данная семья, но и все поселение.
Это было начало того, что восточный славянин стал оборонять свое жилье, свой дом от злых духов, от злого намерения неизвестных ему сил и от всего того, что могло бы навредить его проживанию в доме. Главное было в его сознании то, чтобы в его жилье не проникало злое намерение — злой дух, которое таилось и не было заметно простым глазом.
Например, очень рано сгнил сруб избы?!.. Отчего это вдруг так быстро случилось?!.. Или в избе становилось холодно или сыро несмотря на то, что во всю мочь топилась печь!?.. Или, вдруг, рухнула крыша?!.. И многое другое, что было связано со стенами, с бревнами, с самим возведением дома.
Жилой дом — изба из бревен — был самым первым славянским домом. Его конструкция отрабатывалась исками. И, как правило, в назидание потомкам отлаживались основные строительные правила. Эти правила, в основном, касались соединения конструкций — бревен, которые вязались в своеобразные венцы, а те в свою очередь слагались в клети и другие части.
Между бревнами были стыки и щели, в которые, если их не законопатить, проникал воздух с влагой. Летом мог проникать ветер, зимой он же с холодом. То и другое влекло за собой загнивание бревен, постоянное явление холода и сырости. Дом быстро разрушался. Для того чтобы это так быстро не происходило, наши предки славяне наработали целую систему защиты бревенчатого дома. Стыки и швы тщательно законопачивались сухим мхом, в лучшем случае просмоленным. Из того же дерева приготовляли так называемый деготь, которым пропитывали те части строения, которые соприкасались с землей. Во многих случаях сам мох и бревна смолили. Это предохраняло от быстрого загнивания бревен.
Предки славян проживали в дремучих лесах, которые были наполнены различными зверями, птицами, ползунами, насекомыми, которые им не были знакомы по их основным повадкам. К тому же, в лесу были и другие загадочные явления, особенно там, где выделялся болотный газ. При этом светоэффекты, личные эмоции и желания создавали многовековую иллюзию существования различных духов, то есть аморфных существ, которых нельзя увидеть простым глазом, но которые всегда присутствовали рядом, и от поведения которых во многом могла зависеть судьба проживания.
К тому же, и это было почти главное — основное в создании злых и добрых духов, божественных существ и пр. мифологии, это то, что проживая в дремучем лесу, древний человек не мог понять того, что ему подобного в данном месте не могло быть, поэтому чтобы не страдать в таком вынужденном одиночестве, он, воссоздавал для себя своего постоянного невидимого соседа, который всегда рядом, и который всегда смотрит за ним, либо помогает проживать в достатке и довольствии, либо, если его разгневать, накличет беду, горе и несчастье.
Предки славяне четко разделили таких выдуманных существ на злых и добрых. И обязательно в доме должен проживать своеобразный домовой — страж и блюститель дома, его домового уклада, оберегать всех проживающих от злых навеяваний, от злых духов, которые всегда не прочь захватить жилье нерадивых хозяев.
Одухотворялось любое явление, которое случайно совпадало с какой-нибудь удачей в жизни. То есть любой элемент случайности возводился в символ закономерности. И эта закономерность передавалась из поколения в поколение.
Со временем злые и добрые духи обрисовывались видимыми живыми представителями животных и птиц. Многие образы, в особенности солнце, различные планеты, звезды, летающие к земле планеты — метеориты, болиды и пр. также приравнивались к божествам, и, частично, к их посланцам, или, как например, солнце — к самому богу.
Но из всех этих обожествленных символов древние славяне выбрали им наиболее доступные для понимания и владения ими, чтобы использовать для своего проживания пользу.
Но сама польза от их использования заключалась в собственном пользовании, то есть постоянно соблюдать природой и трудом установленные и проверенные опытом жизни правила.
Художественные духовные образы были лишь своеобразной памяткой для соблюдения этих правил и законов. Например, долгое время образ небесного светила Пыл в ходу быта и уклада славянских домов. Вырезанное на столбе, наличнике, калитке, воротах стилизованное солнце означало то, что жилье и все хозяйство гарантировано его пристальным вниманием и заботой о благе данного дома.
Это был общий символ. Но, в частности, в доме были такие входы и выходы, которые надлежали быть охраняемыми от злых поверий, духов и прочих неприятностей. Это дверь входа в саму избу, ее окна, (чердак) и др. места. Кроме того, не менее важным элементом, если не главным, была крыша. Она венчала весь дом. Оттого насколько она была прочна, зависело проживание в доме всей семьи. Недаром говориться: «Была бы крыша над головой!..»
Крыша в представлении селянина была наподобие коня, который своей силой и надёжностью давал хорошее проживание в доме всей семье. К тому же и на огороде, в самом хозяйстве крестьянину никак нельзя было обойтись без коня. Конь и пахарь — хлеб и род семьи крестьянской.
Поэтому всегда на завершение крыши, особенно самцовой, на самой ее вершине устанавливалось коньковое бревно, либо слега, или попросту вырезанный образ головы лошади. Обычно плотник делал этот скульптурный портрет одним лишь топором, как и то, что в старину избу возводили без единого гвоздя. Да и саму резьбу наличников, причелин, свесов, карнизных досок и прочее также изготавливали только одним топором.
Для того, чтобы дом населили только добрые духи на наличниках вырезались сопутствующие добрым напевам образы животных и птиц. Чаще всего это были хорошо проверенные типажи животных и птиц: журавль, гусь, орел и даже лев. Последнего вырезали на досках по рассказам о его силе и могучестве, о том что он являлся царем зверей. Это говорило о том, что крестьянин привлекал для охраны своего жилья не только местных животных и птиц, но и тех, кто за морями и океанами также были могущественными и сильными.
Особенно много резных образов на досках наличников, причелин и карнизов тех фигур, которые в сказках слыли защитниками добра и счастья. Очень много было символических образов птиц-сирен, которые по мифологии были хранителями добра против злых поверий потусторонних явлений природы.
Из этих всех представлений животных и птиц народные мастера резчики (а они были плотниками) создавались всевозможные орнаментальные полосовые композиции. То есть создавался такой набор разнообразных образов добрых духов, которые в сумме предопределяли своеобразный узор — орнамент.
Этот орнамент был функционален — так как он плотно защищал стены бревенчатого дома от влаги — капели. К тому же те же резные наличники наглухо закрывали все щели и стыки между венцами бревен стены и оконной коробкой окна. Такими же свойствами обладали и все остальные резные доски карниза, фриза, свесов кровли, подзоров и др.
Было в этом двойственном назначении много и совпадений, которые относили к вырезанным образцам тех или иных животных, птиц, сказочных героев. Но эти совпадения были не что иное как правильное решение зачеканивания швов, стыков и соединений конструкции дома.
Самым долгим и постоянным духовным образом в резных досках являлся диск солнца с веерными лучами, сделанными в виде треугольных порезок. Если все остальные вырезанные фигуры и линии домовой резьбы в сущности служили отверстиями и капельниками для отвода капель воды, то стилизованный диск солнца с расходящимися лучами являлся художественно-декоративным пятном на ставнях окон, на калитке входа на садово-огородный участок, палисад, на воротах и бытовой утвари. Особенно часто можно встретить такое солнце на прялках.
Обожествленные фигуры духовности всегда были связаны с изображением растений. Растительный орнамент всегда присутствовал в этих композициях. Это было связующее звено, так как в природе животные и птицы постоянно были в окружении растительности — деревьев, кустарников, трав и цветов, полевых и лесных.
Древние славяне также верили и чтили растения, среди которых было немало лечебных. Одни растения чтили и ценили — валерьяна, подорожник, зверобой и много других. Эти растения с любовью вырезались на досках с помощью топора и пилы ножовки. Сквозная домовая резьба была насыщена обожествленными образами растений. Создавался так называемый растительный орнамент, где одно крестьянское семейство чтило волшебство лечебных трав, а другое сочетание обожествленных образов животных и птиц с растениями.
Но среди лечебных растений были и вредоносные — ядовитые, которые так же использовались, но уже с целью «убить» злого духа, когда тот попытается про-никнуть в жилую избу, в дом, на скотник и огород. На досках ограды, калитки и ворот делались резные доски с изображением ядовитых растений для отпугивания такого зла.
Но впоследствии такие каноны использования тех или иных символических образов в домовой резьбе сошли бы на убыль. Использовали рисунок такой резьбы, которая была более эффективной в защитных свойствах, и художественно выразительней с внешнего восприятия. Со временем выявились типы и виды резных узоров, резных досок. Разумеется, среди них осталось немало прошлых резных фигур и композиций из них. Например, резное солнце, фигура стилизованного льва, птицы сирены, волшебных растений, которые как и прежде не только защищают жилье от проникновения в него сырости и холода, но и ласкают взгляд своей ажурностью и филигранностью. Выявился со временем световой эффект восприятия резных досок, в частности, от света и тени, и от выпуклости и вогнутости рельефной резьбы, что всегда придает дому обожествленный светом солнца великолепный внешний вид.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 311;