Амплитуда движений правой руки. Что такое ауфтакт?

Совершая постоянное движение между счетными долями такта, правая рука проходит сложный путь, рисуя фигуру, которую в общих чертах можно представить, как треугольник (в трехдольной схеме) или четырехугольник (в четырехдольной), поставленные на свои углы. Чем больше динамика музыки, тем более крупную фигуру рисует рука в пространстве, то есть амплитуда (размах) движений руки прямо зависит от ее динамики.

Так, в пианиссимо вся площадь движений руки умещается на небольшом пространстве против груди дирижера и вблизи от нее.

Чем больше размах руки, тем легче дирижеру вызвать громкое, насыщенное звучание. При фортиссимо амплитуда движений руки может выходить и за пределы линии плеч.

В этом легко убедиться, протактировав в разных амплитудах при одной и той же скорости темпа. Так например, в темпе moderato (J =80) маленькая амплитуда будет ясно обозначать piano или даже pianissimo. Увеличивая амплитуду (в том же метрономе), легко добиться увеличения динамики до forte или fortissimo. Естественно, при этом увеличивается также и активность руки.

Многое в динамике правой руки определяется расстоянием кисти от корпуса дирижера: так, удаленное дает больше возможностей для показа насыщенной динамики. Показ слабой звучности более удобен при близком к корпусу положении руки. Динамику и характер определяет не только одна амплитуда, но степень насыщенности, интенсивности жеста (о чем будет сказано ниже).

Амплитуда жеста, его размах в некоторой степени зависят и от таких факторов, как количество оркестрантов на эстраде, размеры зала и т. п. Так, нелогичными выглядят широкие жесты дирижера в небольшом по размерам помещении, предназначенном для камерной музыки или перед маленьким ансамблем музыкантов, играющих к тому же тихую музыку.

Иначе воспринимается широкий, крупный жест в огромном концертном или оперном зале. В таких условиях музыканты будут воспринимать излишне мелкую амплитуду с трудом из-за большой удаленности от дирижера.

Уровни положений тактирующей руки. Во время тактирования дирижер пользуется тремя основными уровнями (воображаемыми горизонтальными линиями), на которых размещается весь рисунок дирижерской схемы:

Для первой (самой сильной) доли такта («раз») удар руки производится на самом нижнем уровне, чем и подчеркивается ведущее значение этой сильной доли. Соответственно, последняя доля такта (самая слабая) отмечается вверху. Остальные доли располагаются на среднем уровне, справа и слева от основной вертикальной линии «раза».

Правило это обязательно для всех схем. Уровни могут смещаться выше или ниже в зависимости от характера и места дирижирования (так, оперные дирижеры часто поднимают всю плоскость движений рук выше, чтобы быть лучше видимыми со сцены). Общее повышение уровней может также способствовать усилению звучания. II напротив, понижение — помогает его ослаблению. Расстояние между уровнями может быть больше или меньше, по они всегда должны быть хорошо различимы между собой. Плоскости уровней также должны быть хорошо видимы со всех мест, занимаемых членами коллектива.

Ясность уровней служит основой ясности всей схемы тактирования.

Что такое ауфтакт? К извлечению звука исполнитель должен приготовиться. Трубач предварительно берет дыхание — наполняет свои легкие воздухом. Скрипач или виолончелист приготовляет смычок над струной, балалаечник или домрист приподнимает кисть для удара по струне, баянист готовится к «сжиму» или «разжиму» мехов своего баяна и т. п. Точно так же и рука дирижера должна приготовить весь оркестр для начала извлечения звука своим предварительным движением прежде, чем основным падением-ударом вызвать его звучание.

Это предупредительное, начальное движение, импульс к возникновению звучания, называемое ауфтактом, крайне важно, ибо оно предопределяет (готовит): наступление данной счетной доли такта, момент возникновения звучания, скорость движения музыки (темп), характер и динамику музыки.

Так, медленный ауфтакт предшествует возникновению медленной музыки. Напротив, быстрый, энергичный, активный жест предваряет звучание подобного же характера.

Противоестественно применение ауфтакта, противоречащего характеру исполняемой музыки; например — широкого и спокойного — к быстрому, легкому движению или наоборот. По тому, какой ауфтакт применен дирижером, оркестранты уже предугадывают какой должна быть музыка, вызываемая этим жестом.

Готовясь к ауфтакту, рука ставится в исходное положение, которым всегда является место предыдущей доли такта. Мысленно определяется нужный темп, и рука «отрывается» вверх, к верхней точке амплитуды. Падение руки сверху вниз, к требуемой доле завершает ауфтакт. Путь руки к первой доле такта выглядит так:

Ауфтакт (как и все тактирование) производится свободной рукой, что однако не исключает внешней, зрительной насыщенности жеста. Жест вялый, безвольный не дает точного представления о вызываемой им музыке. Ауфтакт к доле, на которую приходится пауза, отмечается пассивным жестом (см. ниже).

В начале обучения ученику полезно вместе с началом ауфтакта производить также и вдох. Тогда выдох придется на основную долю, к которой ауфтакт и направлен. Прием этот помогает наглядному освоению ауфтакта. Количество ауфтактов в такте равно количеству счетных долей.

Ауфтакты к различным долям такта имеют между собой некоторые различия.

Ауфтакт не к первой доле такта. Как и всякий ауфтакт, он начинается также из исходного положения предыдущей доли такта. Так например: ауфтакт ко второй доле исходит из положения руки, соответствующего точке удара первой доли:

Ауфтакт к третьей доле начинается из точки, в которой находилась рука на второй доле:

Если в ауфтакте к первой доле направление движения руки во всех размерах одинаково, то к остальным долям оно будет зависеть от схемы, свойственной данному размеру. Например, в вышеприведенном рисунке направление движения руки (в двухдольном размере) вверх и влево. В трехдольном размере та же вторая доля отмечается жестом вправо.

Междольный ауфтакт (ауфтакт к ударам, падающим между долями такта). Звучание может возникать не обязательно в начале долей, но и между ними. Например:

Здесь на исходную долю приходится пауза. Поэтому активный, заметный ауфтакт к ней не нужен. Звучание возникает в результате более энергичного, активного рефлекса. Рука как бы отталкивается, отлетает после упора на точке доли. Именно такая активность и приводит к возникновению звука после рефлекса. Еще более резкая точка, производимая рукой на исходной доле, необходима в быстрых темпах или при небольших паузах после нее.

В качестве музыкального примера приводим начало главной партии первой части IV симфонии Чайковского, тактируемое «на три»:

Здесь рука показывает пассивным жестом (см. ниже) первые две доли, а от третьей отталкивается активно, вызывая за собой звучание нот ре-бемоль и до.

Разница между характерами движения руки в первых двух долях (на паузах) и в третьей (перед звучанием) должна быть отчетливо ощутима самим дирижером.

Несколько более сложны междольные ауфтакты при тактировании «на раз». Ауфтактом здесь служит рефлекс от первой (и единственной) счетной доли такта.

Более сложные случаи ауфтактов будут рассмотрены позже.

 





Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 352;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.012 сек.