Тактирующая правая рука
Тактирование и дирижирование. Тактирование — последовательность чередований падающих движений правой руки, выработанная система жестов, указывающих счетные доли и структуру такта, определяющих темп и характер произведения '.
Но тактировать, даже хорошо — еще не значит дирижировать! Дирижирование — это высшая ступень, сложный, многогранный, творческий процесс управления оркестром, опирающийся (кроме тактирования) на все стороны широкого комплекса дирижерской техники, дирижирование — это большой психологический акт, включающий в себя и душевные переживания и эмоциональную отдачу.
Техника удара. Движение руки дирижера, определяющее каждую из долей такта, состоит из трех основных частей:
1. Подъема руки к верхнему ее положению.
2. Равномерно-ускоренного падения ее вниз, к точке удара.
3. Точки удара, соответствующей собственно доле такта и моменту возникновения звучания.
Рассмотрим эти элементы в отдельности.
1. Подъем руки — начальное ее движение (вызывающее за собой падение и удар). Подъем производится либо в результате начального толчка, либо плавным, спокойным движением. Степень скорости подъема руки и амплитуда размаха определяют основной темп и динамику последующего звучания.
2. После достижения поднимающейся рукой своей высшей точки и прохождения ее без задержки закругленным, плавным движением рука переходит к равномерно-ускоренному падению вниз, к точке удара. Падение осуществляется силой собственной тяжести руки, но может быть и слегка замедленно включенными мышцами. Степень такого замедления зависит от темпа.
Время, затрачиваемое на падение, в большинстве случаев — равно времени подъема (или несколько короче его). Расстояния же, проходимые рукой до точек, отмечающих доли такта, в отличие от времени неодинаковы между собой. Так например, падение к первой доле такта совершается по прямой вертикальной линии, находящейся прямо перед корпусом дирижера (или несколько правее ее). Расстояние, пройденное рукой к последней доле, в любых размерах значительно меньше.
Падения руки на небольшие расстояния к средним долям такта связаны с предшествующими им движениями вправо и влево.
3. Непрерывное движение руки, ее подъем и падение всегда завершаются как бы «упором» в воображаемую твердую плоскость, более или менее короткой остановкой, называемой точкой удара. Именно она и определяет момент возникновения звука и его характер.
Точка удара. Это главный момент в структуре дирижерского жеста — момент извлечения звука. Все предшествующие составные части жеста (подъем, падение) выполняли функции лишь подготовительных, хотя и достаточно важных и значимых элементов.
Точка удара имеет различный характер, зависящий от исполняемой музыки. В случаях тянущегося уже звучания или пауз — она несколько смягчена. В спокойных, плавных эпизодах может быть сглажена, менее ярко выражена. «Отрыв» руки от нее будет более мягким, следующим по закругленной петле-дуге.
В четкой, острой, быстрой музыке точка удара более заметна, определенна. Короткие, сухие аккорды tutti оркестра (или групп его), pizzicato струнных, staccato духовых деревянных показываются дирижером путем применения предельно короткой, отчетливой точки. Отдача после нее как бы заострена, направлена вверх по той же вертикальной линии, по которой и было уже произведено падение к точке.
Точка воспроизводится более ясно, если падение к ней осуществляется равномерно-ускоренным движением. Если ускорение при падении отсутствует, сама точка возникает неожиданно, непредсказуемо, что затрудняет восприятие ее исполняющими.
Точка не должна приходиться ниже плоскости дирижерского пюпитра, ибо тогда ее оркестранты просто не увидят.
Направление удара. Мы уже знаем, что удар на первую, сильную долю такта всегда, в любом размере производится по прямой вертикальной линии сверху вниз. Для ясности определения относительно слабых долей рисунка схемы тактирования — движения руки направляются в разные стороны и на среднем уровне, (вторая и третья — в четырехдольной, те же и четвертая и пятая — в шестидольном и т. п., см. главу о схемах). Однако было бы ошибочным завершать это движение ударом (точкой), направленным в ту же сторону, куда рука только что двигалась. Если оркестранты, сидящие перед дирижером, его и увидят, то для остальных, расположенных справа и слева, линия удара будет находиться на одной плоскости и к тому же плохо различима из-за дальности расстояния.
Поэтому для ясности и наилучшего восприятия завершение движения руки должно быть направлено вниз, соответствуя окончанию ее свободного падения. Следовательно, совершенно недопустимо направление точки удара вверх или вбок, кроме того, при отсутствии движения вниз это приведет к зажатости мышц (то есть такое движение неестественно по своей природе). А главное оно не даст ощущения точки удара, завершения движения, столь важного для определения точного момента возникновения звучания.
В зависимости от характера музыки удар может быть активным или пассивным, иметь различную длину и силу — но он всегда должен быть хорошо различим всеми оркестрантами и со всех точек оркестра.
Рефлекс (буквально — отражение, ответная реакция). Так в дирижерской практике называют отдергивание руки вверх после точки удара, определяющее динамику и темп следующей за ним доли такта. Время, за которое свершается рефлекс, как правило, равняется времени, затраченному на падение руки к точке удара. Тем самым обеспечивается стабильность темпа.
Основная функция рефлекса — управление внутридолевым движением (в зависимости от структуры долей, рефлексы подразделяются на «дуольные» и «триольные», о чем будет сказано ниже).
Характер рефлексов определяется характером исполняемой музыки, ее штриховыми особенностями. Смягченный рефлекс с закругленной линией движения руки после точки соответствует legato. Напротив, для staccato необходим вертикальный острый рефлекс с обязательным включением кисти. Часто встречающийся у начинающих дирижеров слишком поспешный рефлекс ведет к зажатости руки и нарушению темпа. В этом случае поднятая после точки удара рука как бы повисает в воздухе, задерживаясь на какое-то время, и тем самым не дает оркестрантам возможность определить момент наступления очередной доли и значительно ослабляет активность своего последующего падения.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 307;