Упражнение для развития кисти
Кисть можно развить с помощью специальных упражнений. Вот одно из них: правая рука кладется на твердый, неподвижный предмет (например — на край стола) со свободно свешенной вниз кистью. Левая рука поддерживает правую в запястье, не давая ему возможности двигаться и оставляя свободной только одну кисть (разумеется, все это производится без палочки). Кисть независимо от всей руки поднимается вверх и вниз и отклоняется вправо и влево. После того, как движения будут полностью освоены, их можно усложнить, описывая круги, квадраты, треугольники, «восьмерки».
Возможно обойтись и без твердого предмета-опоры: для этого достаточно крепко держать левой рукой запястье правой, обхватив его и не давая ему возможности двигаться самостоятельно.
Упражнение следует проделывать поочередно обеими руками.
Дыхание дирижера. Нередко приходится наблюдать пианиста, скрипача и т. п., игра которых сопровождается тяжелым, затрудненным, прерывистым дыханием (слышным даже публике). Недостаток этот сильно вредит общему впечатлению, как бы хорош исполнитель ни был. Однако, дело не только во внешнем впечатлении. Неизмеримо хуже, когда это неравномерное, скованное дыхание мешает его движениям, затрудняет свободу и ограничивает возможности.
Тот же недостаток иногда встречается и у дирижеров. Дирижирование, представляющее собой комплекс, включающий в себя и физические движения неразрывно связано с дыханием. Правильное, нормальное дыхание — чрезвычайно важный компонент этого комплекса. Оно должно быть естественным, незажатым — таковы основные требования профессиональной гигиены дирижера.
Дыхание не связано с ритмом движений рук, оно независимо от него. Но свободное, нескованное дыхание в значительной степени способствует свободе рук. И напротив — сдавленное, напряженное дыхание источник зажатости рук, излишней утомляемости дирижера. Сохраняя равномерность своего дыхания дирижер может показывать духовым инструментам начало их вдоха и конец их выдоха. Таким же образом показывается и «дыхание фразы» у струнных инструментов, передаваемое певучими, пластичными руками.
Подчас неровное дыхание является результатом излишней нервозности, волнения, связанных с пребыванием на эстраде или просто с плохим знанием партитуры, неуверенностью в себе или в оркестре.
Ровное дыхание важно для дирижера не менее, чем например, для спортсмена. И конечно, какое-то сходство со спортсменом определяет и необходимость обычной физической тренировки для укрепления дыхания. Для этого существуют занятия бегом, легкой атлетикой, велосипедом и т. п. Любой вид спорта (кроме зажимающих руки, например — штанга) может принести пользу физической культуре дирижера, если разумеется, не превышать разумные пределы (см. также ниже «Ежедневный тренаж дирижера»).
Самостоятельность рук. Нередко приходится встречать дирижеров, тактирующих одновременно двумя руками, механически отмечающих лишь темп и метр музыки. На выполнение иных задач у них уже нет возможностей. Обе их руки заняты только тактированием.
Дублируя правую руку, вместо того, чтобы использовать левую с ее богатейшими возможностями показа художественных сторон произведения дирижер значительно обедняет себя, свою технику. Ибо нет никакой необходимости повторять одну сторону исполнительского процесса (не нуждающуюся в повторении) за счет исключения другой (не менее важной и значимой). При параллельном тактировании (дирижированием это назвать нельзя в силу его крайней ограниченности) левой руке уже не останется возможностей для выявления художественных качеств исполняемой музыки
Некоторые из подобных дирижеров, по-видимому, чувствуют бессмысленность такого параллельного тактирования, и правая рука их временами продолжает тактировать одна. Но что при этом делает левая? Сперва она перелистывает страницу партитуры, затем слабо и невнятно включается в процесс тактирования (разумеется, ничего не прибавляя к его наглядности)... Далее вновь опускается для поворота страницы... иногда рука беспомощно висит вдоль корпуса дирижера, не принимая никакого участия в процессе управления оркестром. Или — вновь тактирует вместе с правой.
Правая — ведущая, более уверенная, инициативная, «твердая» рука. Наконец, в правой руке — палочка, привлекающая внимание, по которой и воспринимаются ритмические указания дирижера. Следовательно, «тактировочная» ненужность левой руки определяется сама собой.
Ничто другое так сильно не подчеркивает, не выдает полную техническую беспомощность дирижера, как подобное, чрезвычайно вредное назойливое дублирование обеих рук.
Современная техника дирижирований давно и безоговорочно отвергла бессмысленные тактирующие движения обеих рук, квалифицируя это как порочную, полностью устаревшую привычку.
Функции правой и левой рук. Итак, мы убедились, что естественным и рациональным следует признать правило: правая рука тактирует (то есть ведет основной ритм и метр музыки в ее динамике и характере). Тогда на долю левой приходится динамика, характер музыки, показ вступлений отдельным голосам или целым группам оркестра, хору, солистам (в особенности в опере). Левая рука показывает детали музыкального исполнения, служит средством выражения эмоционально-художественной стороны дирижирования.
При таком разумном и целесообразном распределении функций рук дирижера, для него создается полная возможность показа всех сторон произведения. И в то же время действия обеих рук (при всем разнообразии их функций) строго скоординированы и ведут к одной и той же цели — наиболее полному воспроизведению музыки во всех ее деталях.
Временами надобность в помощи левой руки может отпасть, и тогда дирижер какое-то время ведет оркестр одной правой, экономя свои силы (что тоже иногда бывает весьма желательно), сосредоточивая внимание оркестрантов на одной его руке. Левая рука включается по мере необходимости.
Крайне нежелательно и нецелесообразно в учебном процессе подключение левой руки прежде, чем правая не освоится вполне со своими функциями. Смешивать одновременно два совершенно разных способа поведения рук — значит не разрешить ни одной из поставленных перед учащимся задач.
Поэтому весь первоначальный этап обучения дирижера проводится одной правой рукой без палочки (которая подключается значительно позднее). И к работе над левой рукой следует приступать только после основательного освоения всех функций правой руки.
Перейдем к детальному их изучению.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 269;