Моря мирового океана
Еще более разительные контрасты отмечаются в тех частях Мирового океана, которые принято называть морями. Прекрасный пример — Балтийское море: его туманные и нередко штормовые воды существенно отличаются по солености ог солоноватых и даже почти пресных вод в поверхностных слоях и вблизи устьев рек до соленых в глубинах моря и в Датских проливах. Балтийское море представляет собой вытянутый узкий водоем, соединяющийся с Северным морем и расположенный между Скандинавским полуостровом и материковой Европой. Это море площадью около 420 тыс. км2 считается крупнейшим солоноватоводным водоемом мира.
Соленость вод Балтики существенно колеблется в зависимости от района и времени года. В районе Датских проливов, через которые поступают в Балтику соленые воды Северного моря, соленость достигает 10—15 %о. В Ботническом и Финском заливах, где влияние вод Северного моря мало, но зато существенное влияние оказывают пресные воды впадающих в заливы рек, соленость воды составляет всего 1—2 %о. Изменяется соленость и по сезонам года: она уменьшается поздней весной и летом — в периоды сильных дождей и таяния скопившегося за зиму снега и льда.
По мере уменьшения солености в направлении от Датских проливов к внутренним районам Балтийского моря сокращается п количество видов морских растении и животных. Заметнее всего изменяется число видов полихет (морских кольчатых червей). В проливах, ведущих в море, по данным морских биологов, встречается 160 видов полихет, в Бельтах количество видов сокращается до 70, в северной части Балтики оно падает до 15, а в Ботническом и Финском заливах отмечено только четыре вида полихет.
Анализ дойных осадков Балтийского моря показывает, что оно не всегда было рукавом Северного моря. На протяжении плейстоцена —ледниковой эпохи — Балтийское море неоднократно претерпевало изменения. В какие-то периоды оно оказывалось покрытым мощным ледяным панцирем, достигавшим километровой толщины и более. Тогда море, вероятно, представляло собой лишь заполненный льдом бассейн, который в ходе медленных наступаний и отступаний ледника подвергался дальнейшему выпахиванию и шлифовке. В другие периоды, когда ледник отступал на север в более высокие арктические шпроты, Балтика становилась внутренним озером или оказывалась связанной с древним Северным Ледовитым океаном.
В наши дни в отложениях древнего Балтийского бассейна найдены остатки вымершего арктического двустворчатого моллюска портландии (Portlandia arctica) и гренландского тюленя (Phoca groenlandica). В солоноватых и почти пресных водах Балтики в Ботническом и Финском заливах еще и сегодня можно обнаружить несколько «живых ископаемых». Это четырехрогий керчак (Conus quadricornis) — мелкая пресноводная рыба, встречающаяся повсеместно в полярных водах, п два небольших беспозвоночных — мизида Mysis oculata и бокоплав Pontoporeia affinis.
Если Балтийское море, благодаря своей пониженной солености, в чем-то напоминает пресноводный водоем, то Средиземное море соперничает по солености с Атлантическим океаном, с которым оно непосредственно связано. Подводный Гибралтарский хребет, соединяющий Пиренейский полуостров с северо-западным берегом Африки, в значительной мере препятствует притоку прохладных, богатых кислородом вод из Атлантики. Теплый п сухой климат Средиземноморья способствует повышенному испарению воды, поэтому море оказывается солёнее Атлантики; в некоторых районах моря — например, в восточной его части — соленость достигает 39 %0. Часть этой очень соленой воды тонкой струей переливается через порог Гибралтарского пролива в Атлантику, но основная ее масса опускается на глубину. Теплые поверхностные воды из Атлантики поступают в Средиземное море, что и делает его теплее и солёнее самого океана.
Все упомянутые физические факторы: различия между океаном и Средиземным морем в температуре и солености, поступление соленой воды из моря через порог пролива п наличие самого этого порога — препятствуют проникновению глубоководной атлантической фауны в Средиземное море. Широко известны такие представители средиземноморской фауны, как дельфины обыкновенный, для белобочка (Delphinus delphis), и афалина (Tursiops trancutus). Эти жизнерадостные млекопитающие, что любят порезвиться, выпрыгивая из воды или катаясь на носовой волне судна, кормятся обильной рыбой Средиземного моря. Случается, что их интересы совпадают с интересами промышленного рыболовства, поскольку и человека, и дельфина нередко привлекают одни и те же виды, к примеру сардины.
Самая впечатляющая средиземноморская рыба — синий тунец (Thunnus thynnus). Глянцевитые массивные (от 200 до 1000 кг) тунцы дважды в год — во время нерестового хода и обратно пересекают Гибралтарский пролив. В мае исполинская рыба, почти целый год жировавшая в Атлантике, возвращаемся в Средиземное море к местам своих прежних нерестилищ. Самки тунца в это время толстые, их брюхо раздуто от миллионов созревающих икринок. Примерно в августе, по завершении нерестового ритуала, истощенный тунец в поисках пищи мигрируем на запад через пролив, уходя из относительно бедных вод Средиземного моря в богатые воды Атлантики. Во время этих массовых миграций тунец попадает в огромные ставные сети из прочной дели, которые рыбаки устанавливают вдоль берегов.
Порог Гибралтарского пролива — не единственная отличительная особенность Средиземного моря, характеризующая рельеф его дна. Другими важными особенностями рельефа являются четыре глубокие котловины, на которые, как установили океанографы, разделяется море: это с запада на восток. Западная, Тирренская, Ионическая и Восточная котловины. Самая большая глубина в Средиземном море — около 5 км — зарегистрирована Жаком-Ивом Кусто на судне «Калипсо» в Ионическом море.
На другой стороне земного шара есть море, которое кое-какими чертами похоже на Средиземное, — это Японское море. В бассейне Японского моря встречаются глубины до 3700 м; от Тихого океана бассейн отделен порогами, поднимающимися до глубин 165 м. Во время ледниковых и межледниковых периодов бассейн го поднимался, то опускался, гак что время от времени море становилось большим озером, населенным пресноводными рыбами п другими организмами. Современные зоогеографы выявили, что в Средиземном и Японском морях обитает ряд одинаковых видов, или «видов-близнецов». Специалисты считают, что их сходство объясняется тем, что когда-то оба эти района были покрыты одним древним морем — Тетис. Миллионы лет назад, в эоцене и олигоцене, это древнее море омывало берега, которые теперь являются частями центральной и юго-восточной Европы (включая современное Средиземное море), Северной Африки н Западной Азии (включая нынешнее Японское море). Сейчас Средиземное и Японское моря — эго моря изолированные, имеющие ограниченный водообмен с Мировым океаном, специфичные гидрологический и гидрохимический режим и животный мир, которые не свойственны Мировому океану. Но в этом отношении как Средиземное море, так и Японское являются исключением. Большинство других морей имеют свободный водообмен с океаном, и потому в них обитает много общих с океаном рыб и других организмов.
Зоны жизни в море
Несмотря на большую общность но условиям жизнеобитання, воды Мировою океана можно разграничить на «зоны» — горизонтальные, когда море подразделяется на участки, идущие от берега в сторону открытого моря, и вертикальные, когда вся толща воды подразделяется на участки от поверхности до дна океана. Конечно, эти зоны не изолированы одна от другой, тем не менее в каждой из них обитают своп формы жизни, иногда резко различающиеся между собой.
Если бы мы имели возможность пройти по поверхности океана, мы могли бы наблюдать в деталях смену растений и животных по направлению от берега к просторам открытого моря. Вдоль береговой линии в каменистой литоральной зоне покачиваются на волнах фукусы (Fucus) и другие крупные прикрепленные формы водорослей.
Снуют на мелководье между скалами мелкие рыбки. На песчаной литорали, наоборот, почти не встретишь водорослей, поскольку песок слишком неустойчив п перемещается при любой самой слабой зыби. Чтобы обосноваться на песчаном грунте, выносливой водоросли нужно прикрепиться к гальке или раковине, и потому на песчаном литорали практически нет прикрепленных растений.
В зону прибоя нередко осмеливаются заплывать многие довольно крупные рыбы, которые кормятся здесь бокоплавами и другими мелкими беспозвоночными, вымываемыми волнами из их убежищ в песке.
Чем дальше мы отойдем от берега, тем больше увидим в воде разных организмов. Быстро проносятся косяки сельди, отцеживая обильный планктон в богатых питательными веществами, пронизанных солнцем поверхностных водах. Скользят у самой поверхности пли выпрыгивают из воды, кормясь сельдью и скумбрией, акулы, а иногда и дельфины и киты. В 50—60 км от берега мы увидели бы тунца, меч-рыбу (Xiphias gladius) и, возможно, несколько марлинов. В теплых поверхностных водах умеренного и тропического пояса неуклюже плавает дисковидная луна-рыба (Mold mola) длиной 2 — 3 м. Время от времени она останавливается, чтобы покормиться медузами и гребневиками (Ctenophora). Выпрыгивают из воды и проносятся над ее поверхностью летучие рыбы с растопыренными грудными плавниками, которые позволяют им планировать в воздухе.
Вдали от суши и стока речных вод, от идущих вдоль берегов течений, порожденных апвеллингом, и других источников питательных веществ океан напоминает биологическую пустыню. Но жизнь существует и здесь, хотя она не столь богата. Затем, по мере того как мы начнем приближаться к противоположному побережью океана, жизнь в нем становится снова богаче, пока мы наконец опять не ступим на песчаный пляж.
Горизонтальное распределение растений и животных в океане существенно зависит от температуры, а вертикальное — прежде всего от освещенности. Степень освещенности, в свою очередь, зависит от глубины, а также от географической шпроты. Кроме того, на степень освещенности а она зависит и от прозрачности воды — влияют твердые частицы и другие вещества, взвешенные в воде, в том числе пузырьки воздуха, минеральные и органические частицы и планктон.
В умеренных и полярных широтах сильно уменьшает освещенность обилие планктона. В прибрежных районах речной сток и сток с суши приносят большое количество твердых частиц, которые также препятствуют проникновению солнечного света в толщу воды. В тропиках, где прозрачные теплые воды бедны планктоном, солнечный свет проникает на большие глубины. Исключение составляют те районы, куда в океан выносятся твердые частицы, поступающие с мощным стоком таких великих рек, как Конго и Амазонка.
Прилегающее к суше дно океана называется континентальным шельфом; шельф расположен на глубинах до 130 м п имеет примерно 65-километровую ширину. Рельеф дна шельфа сходен с рельефом прилегающих участков суши. На континентальном шельфе хорошо представлены почти все группы царства животных. На шельфы, занимающие только около 5% площади Мирового океана, приходится 90% мировой добычи рыбы, которая сосредоточена в таких известных районах рыбного промысла, как Большая Ньюфаундлендская банка, Джорджес-банк и Северное море. Мористее шельфа расположен материковый склон - зона быстро увеличивающихся глубин от 130 до 2000 м. Животные этой зоны в большинстве имеют темную окраску п очень большие глаза, которые позволяют им видеть при крайне слабой освещенности, характерной для этих глубин.
За материковым склоном начинается пологий спуск к глубинам 4000 — 6000 м — ложу океана. У подножия начинается гак называемая абиссальная равнина — зона, которая когда-то считалась совершенно ровной и плоской. Однако с появлением эхолотов установили, что рельеф дна абиссальных равнин сложный и отнюдь не ровный. Здесь и там поднимаются вулканы — большинство из них потухло, но некоторые еще действуют; многие из них выступают над поверхностью воды в виде всем известных островов, например Азорских или Гавайских. А ведь Гавайские острова возвышаются над окружающим их дном Тихого океана почти на 9000 м, то есть сравнимы по высоте с Эверестом!
Дата добавления: 2022-01-28; просмотров: 286;