Феномен криля. Выедание криля китами и добыча человеком

Над всем остальным растительноядным планктоном Южного океана преобладает вид Euphausia superba, показанный на рис. 20.10. Взрослые особи достигают в длину 5 см, из-за своих крупных размеров они становятся лакомой добычей для многих хищников верхних трофических уровней от птиц до крупных тюленей и, конечно, для гладких китов. В то же время вид Е. superba обладает приспособлениями для захвата, которые дают ему возможность питаться микроскопическими диатомеями. На рис. 20.11, а приведена микрофотография игл и фильтрующих щетинок его шестой ноги, а на рис. 20.11, б показано содержимое желудка одной из особей Е. superba.

На обеих фотографиях длина черных полосок (слева внизу) составляет 100 мкм. Щетинки образуют сеть со средним размером ячейки около 7 мкм — этого более чем достаточно, чтобы захватывать диатомеи размером 10—80 мкм, как это видно на рис. 20.11, б.

В пределах антарктической экосистемы вид Е. superba заменяет по крайней мере один, а возможно, и два трофических уровня, которые обычно присутствуют в водах центральных и низких широт. Трофический уровень копепод явно отсутствует в Антарктике. Хетогнаты, которые питаются копеподами в водах умеренных широт и во взрослом состоянии также достигают размеров около 5 см, присутствуют здесь в незначительном количестве. Ясно, что как копеподы, так и хетогнаты очень разборчивы в пище и каждая из них выбирает и захватывает жертву определенного вида.

Напротив, Е. superba фильтрует воду почти без разбора, захватывая все частицы, какие ни попадутся в его «сеть» из щетинок. Именно благодаря такой особенности питания эти животные могут образовывать гигантские скопления и буквально «очищать» океан от его флоры и мелкой фауны. Такие скопления обнаружены только в пределах верхних 200 м и главным образом в верхних 50 м водной толщи. Они могут иметь чрезвычайно большие размеры.

Во время полевых работ в 1982 г. ученые из Вашингтонского университета закартировали одно «сверхскопление», которое достигало 5 миль в ширину и 11 в длину. По оценке специалистов, оно содержало 2,5 млн.т криля при плотности от 2 до 5 тыс. особей на кубометр воды. Обычный размер скопления криля 50—600 м, а глубина, на которой оно находится, меньше 50 м; рыбаки устанавливают местоположение скоплений криля с помощью акустических приборов. Океанские едоки криля — гладкие киты также обнаруживают эти скопления с помощью развившихся у них акустических органов чувств.

Скопления криля распределены неоднородно. На рис. 20.12 показаны самые высокие концентрации зрелого криля к востоку от оконечности Антарктического полуострова, где он пасется между краем летнего пакового льда на юге и Полярным фронтом на севере.

Популяции с меньшей плотностью существуют вокруг всей Антарктиды, и довольно много криля обитает повсюду южнее Полярного фронта. Однако заметим, что на рисунке показано распределение криля в летнее время, данных для зимы у нас просто нет. Самая высокая летняя концентрация криля отмечена в атлантическом секторе Южного океана, что согласуется с рассмотренным ранее мощным апвеллингом богатой питательными веществами Северно-Атлантической глубинной воды в эвфотическую зону.

Многое из того, что мы знаем о криле, собрано по крупицам более чем за 200 лет охоты на крупнейших животных, питающихся крилем,— гладких китов. Действительно, лучшие оценки реальной продукции криля даны по числу китов, добытых на заре развития китобойного промысла, в сочетании с современным анализом содержимого желудков и вычисленным суточным потреблением криля одним китом. Например, взрослый синий кит во время своего периода питания, который длится около четырех месяцев, съедает до 3 т криля в день. Основываясь на этом, сразу же подсчитали, что одни только киты съедают от 40 до 270 млн.т криля. Чтобы вычислить общую продукцию для всего Южного океана, мы должны прибавить массу криля, поедаемого летающими птицами, пингвинами и тюленями. Это огромная величина, но оценена она все еще не вполне надежно.

Выедание криля китами. При таком обилии пищи, представленной одинаковыми мелкими организмами, которые плавают такой плотной массой, неудивительно, что у гладкого кита развился своеобразный способ добывания пищи. В ротовой полости этих крупных животных имеются ряды длинных пластинообразных структур, называемых китовым усом. Каждая пластина китового уса состоит из множества мелких щетиноподобных прядей, которые срослись и стали твердыми, только вдоль одного края они разделяются на отдельные пряди; их можно сравнить с очень длинной малярной кистью, на которой щетина расположена вдоль одной стороны ручки, а не на конце. На рис. 20.10 пластины китового уса свисают вертикально вниз с нёба синего кита. Эти пластины располагаются тесными рядами, и края щетинок переплетаются, образуя поверхность, похожую на циновку, которая перегораживает ротовую полость.

Чтобы покормиться, кит сначала находит скопление криля с помощью своего акустического органа. Затем он входит в это скопление и набирает в рот огромные количества содержащей криль воды. Продольные штрихи, видимые под его нижней челюстью (рис. 20.10), — это кожные складки, они позволяют ротовой полости расширяться во время заглатывания, буквально «засасывая» смесь воды и пищи в рот. Затем, двигая вперед свой огромный язык, кит выталкивает смесь изо рта, но сквозь покрытую щетиной поверхность, которая задерживает криль. Последнее действие кита — проглатывание захваченной пищи.

В годы охоты на китов и одновременного изучения других форм жизни в Южном океане китобои узнали, что синий кит предпочитает питаться однолетним крилем, который, как правило, скапливается внутри районов развития паковых льдов. С другой стороны, финвалы, вероятно, поедают скопления двухлетнего криля, которые обычно находятся в открытых водах вне границ пакового льда. Тесная взаимосвязь существует также между крилем и фитопланктоном, которым криль питается. Криль предпочитает диатомей вида Fragilariopsis antarctica. Исследователи обнаружили, что киты часто встречаются в водах, содержащих эти диатомеи, но их почти не бывает там, где преобладают другие виды диатомовых.

Добыча криля человеком. В последние годы некоторые страны начали добывать сам криль. Поскольку численность китов сейчас сильно уменьшилась и китобойный промысел стал либо экономически невыгоден, либо запрещен, а потребности в рыбной муке в мире постоянно растут, ловля криля может стать важной частью добычи пищевых ресурсов из океана.

Предположим, например, что уровень ежегодного выедания криля китами в течение последних столетий был 150 млн.т в год — приблизительное среднее значение исходя из оценок, рассмотренных в предыдущем разделе. Это примерно вдвое больше нынешней добычи всех остальных морских животных. Около 15% криля превращают в рыбную муку, т. е. примерно 22 млн.т в год. По нью-йоркским ценам 1 т рыбной муки стоит 400 долл., что приблизительно вдвое дороже соевой муки. Значит, потенциальная рыночная стоимость запасов криля — около 8 млрд.долл. в год. Если основную часть этого белкового «урожая» очистить и превратить в продукт, пригодный в пищу людям, его стоимость могла бы удвоиться. Мясо криля перерабатывают в пасту и продают как «креветочное масло» для использования в салатах, фаршированных яйцах и т. д.

Однако потенциально доходное предприятие по добыче и переработке криля имеет ограничения. Прежде всего, криль — это мелкие животные, и, значит, для их ловли нужно буксировать мелкоячеистую сеть, а это сопровождается большими затратами на топливо. Вполне может случиться, что мы никогда не научимся ловить криль так же успешно, как это делают киты. Взрослый синий кит может плыть, расходуя мощность, равную примерно 10 л.с., и добывать более 3 т криля в сутки. Если цены на дизельное топливо существенно возрастут, нам придется вернуться к китобойному промыслу как к единственному экономически выгодному способу добычи криля. В настоящее время внимание всего мира сосредоточено на восстановлении популяции китов. Эксперты подсчитали, что необходимо не менее 50 лет для восстановления численности китов до такого уровня, чтобы охота на них снова могла быть устойчивой и прибыльной, и для питания такого количества китов должно сохраниться 100—200 млрд.т криля. Короче говоря, трудно будет и спасти китов и добывать криль одновременно.

 





Дата добавления: 2022-01-28; просмотров: 303;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.009 сек.