Ресурсы потенциальная роль аквакультуры
Аквакультура, т. е. разведение и выращивание на специальных фермах пресноводных и морских организмов, имеет давние традиции. Римляне разводили устриц, а еще раньше китайцы выращивали в искусственных прудах карпов. В настоящее время аквакультура дает около 9% мирового производства белков, получаемых из воды [3]. По имеющимся оценкам [25] в 42 странах мира ежегодно добывается около 3,7 млн. т рыбы. Если к этому добавить продукцию моллюсков (1 млн. т) и водорослей (1/3 млн. т), то окажется, что общая продукция достигает по меньшей мере 5 млн. т в год.
В табл. 19.3 приводятся данные о том, как и где в 1970 г. выращивались рыба и другие типы водных организмов.
Китай производил в своих водных хозяйствах 33% всей ежегодно добываемой рыбы; в основном выращивались такие виды, как карп и ханос. Из стран, сгруппированных в части (а) табл. 19.3, где, как в Китае, разведение рыбы дает большой процент общего улова, первые четыре — Китай, Индия, Шри-Ланка и Индонезия — имеют обильные источники пресной воды и обширные приморские низменности для создания искусственных водоемов. С другой стороны, Израиль вынужден по меньшей мере дважды использовать все свои пресные воды, но все-таки он получает большую долю своих уловов путем искусственного разведения рыбы. А Венгрия — страна, не имеющая выхода к морю, хотя через нее и протекает река Дунай, — удовлетворяет свои потребности в рыбе в основном за счет выращивания ее на фермах аквакультуры.
Вместе с тем некоторые крупнейшие государства, производящие лов рыбы в открытом океане, не развивают обширных хозяйств по выращиванию рыбы. Наглядным примером служит Япония (табл. 19.3 (б)), но заметьте, что она занимается культивированием морских водорослей и производит их гораздо больше, чем любая другая страна. Норвегия, несмотря на обилие фьордов и пресноводных озер, пока не занимается аквакультурой в сколько-нибудь значительной мере.
В табл. 19.3 (в) перечисляется несколько стран с разнообразной специализированной аквакультурой — от выращивания рыбы до разведения моллюсков. Испания производит большое количество мидий, в значительной мере для экспорта. В продукции аквакультуры США преобладают устрицы; объем этой продукции сопоставим с объемом морских водорослей, производимых в Японии. Как морская капуста производится в Японии главным образом для удовлетворения внутренних нужд, так и устрицы, выращиваемые в США, потребляются в основном внутри страны. Короче говоря, то, что производит страна, зависит от многих факторов, включая традиции населения в характере питания, климат и экономические потребности.
Потенциальная роль аквакультуры. В 1950 г. США ввозили 25% всего объема потребляемой рыбной продукции; к 1972 г. эта зависимость от импорта сильно возросла, превысив 65% [3]. С этой точки зрения потребность в развитии аквакультуры очень велика, как велик и ее потенциал. В прошлом искусственно выращивались преимущественно такие дорогостоящие и пользующиеся наибольшим спросом виды, как устрицы, лосось и сом. По мере роста населения и повышения спроса на рыбные продукты увеличивается потребность в выращивании менее экзотических видов: кефали, морского окуня, леща, центрарховых (ушастых окуней), крапии и карпа.
Оценивая роль аквакультуры в современном мире, необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. В основном аквакультура нацелена на производство «роскошных» продуктов, и поэтому цена готовой продукции высока, а корм, используемый на современных рыбных фермах, — рыбная мука — приготовляется опять-таки из рыбы. Другими словами, мы выращиваем экзотическую, дорогую рыбу, скармливая ей второсортную, дешевую. Мы можем делать это, пока такой дешевой рыбы хватает — добывается ли она рыбаками своей страны или ввозится из-за границы. Но потребность в рыбных белках во всем мире возрастает, а многие страны, добывающие такую рыбу, являются районами с увеличивающейся плотностью населения, так что собственные потребности этих стран могут в конце концов поглотить все местные ресурсы рыбных белковых продуктов.
Суть в том, что США могут скоро столкнуться с резким возрастанием собственной потребности в дешевых продуктах аквакультуры. Многие виды рыбы, лучше всего приспособленные к жизни в искусственных водоемах, — например, карп и тилапия, — питаются растительной пищей. Требуются расходы на удобрения, растворимые в воде и способствующие поддержанию водорослевой продукции, которая в свою очередь обеспечивает рост рыбы. Необходимо уделять большее внимание исследованиям, посвященным повышению продуктивности внутри такой системы и разработке приемов рекламы и сбыта искусственно выращенной неэкзотической рыбы, чтобы ее стали считать пригодной для «хорошего стола».
«Лососевое пастбище» — марикультура открытого океана. Марикультура открытого океана — весьма специфический вид марикультуры. Создание океанского «ранчо» требует такой организации производства, при которой тщательно контролируется нерест и рост личинок от икры до состояния рыбной молоди. Дело в том, что молодь некоторых рыб инстинктивно стремится к местным природным водотокам, и суть рыбоводного хозяйства заключается в том, чтобы рыба, достигнув взрослого состояния, возвращалась к этим водотокам; поэтому молодую рыбу выпускают кормиться в открытый океан. При этом предполагается, что молодь, следуя по пути предков, будет скитаться по морям в поисках пиши и запасет энергию в мышцах тела для возвращения в те же реки, где она появилась из икры, чтобы самой выметать там икру и тем самым завершить свой жизненный цикл. Эта схема «работает» только по отношению к тем видам, которые проходят фазу роста в открытом океане как часть жизненного цикла и обязательно возвращаются к месту своего появления на свет, — в этом месте и производится их добыча.
Облов «океанского выпаса» быстро развился в 1970-х годах; ожидается, что за 1980-е годы его продукция еще удвоится: во всем мире будет выпускаться «на выпас» 6 млрд. особей молоди в год. Добытые таким способом лососи уже составляют более 20% мирового улова. Лидирует в этом Япония, немного ей уступает СССР; вместе эти два государства выпускают «на выпас» 75% общего числа скитающихся в океане лососей. Рис. 19.8 показывает перспективу роста этого вида производства в Японии.
Видно, что экспоненциально возрастает не только число выпушенных мальков, но с такой же скоростью растет и число возвращающихся особей. В 1979 г. из японских «питомников» на острове Хоккайдо было выпушено примерно 800 млн. мальков; примерно 15 млн. особей вернулось, что дает отношение числа возвратившихся к числу выпущенных рыбешек приблизительно 1:50.
Дата добавления: 2022-01-28; просмотров: 286;