Цикл голодание и насыщение
Сложные информационные взаимодействия с участием ЖКТ, островков Лангерганса, иммунонейроэндокринной системы, жировых клеток и, в первую очередь, гипоталамуса контролируют аппетит и чувство насыщения, предупреждают переедание, приспосабливают организм к эндогенному питанию и сопрягают обмен веществ, пищевое поведение и другие функции тела. Более подробную характеристику этих механизмов читатель найдет в главах 6,9 и 14 ниже. Но именно сейчас, в заключение раздела, посвященного голоданию, будет уместен их краткий очерк.
При голодании выделяется гормон дисперсных эндокриноцитов ЖКТ грелин, который усиливает аппетит, действуя на гипоталамические структуры, производящие нейропептид Y и белок, связанный с агути.
Пища, особенно, углеводистая (глюкоза - сильнее фруктозы) и белковая (и в гораздо меньшей степени — жирная), а также растяжение желудка — подавляют продукцию грелина. В то же время, метаболические последствия насыщения (поступление в кровь и цереброспинальную жидкость глюкозы и ряда аминокислот, переход адипоцитов в «сытое» состояние) вызывают продукцию инсулина в В-клетках островкового аппарата поджелудочной железы и лептина в жировой ткани. Инсулин и лептин сдерживают выработку грелина и, на уровне гипоталамуса, стимулируя выделение нейронами насыщения некоторых нейропептидов, а нейроглией — и цитокинов (кокаин-амфетамин зависимый полипептид, а-шлашпщтостимулирующий гормон, кислый фактор роста фибробластов). При синергичном действии на гипоталамические нейроны непептидных регуляторов (2-бутен-4-олид и 3,4-дигидроксибутаноил-у-лактон) - эти эффекты подавляют пищевое поведение, индуцируют чувство сытости, стимулируют норадренергические механизмы, обеспечивающие усиление траты калорий, динамическое действие пищи, тироидную функцию, ускорение катаболизма.
В слаженном оркестре массостата (липостата) свои партии исполняют цитокины иммунной системы и липоцитов - кахексии, ослабляющий эффекты инсулина, но способствующий катаболизму и понижению аппетита, а также адипонектш, частичный антагонист кахексина (по противовоспалительному, вазопротекторному и инсулин-сенсибилизирующему эффектам), который, впрочем, синергичен с кахексином и лептином в снижении потребления пищи. Гормон наполненного желудка оксинтомо- дулин и пептид YY3_%, сокращенно — PYY, производимый в тонком кишечнике, — усиливают грелин-подавляющее действие инсулина и лептина.
Насыщению способствует также гомолог PYY — панкреатический полипептид островков Лангерганса, хоть он и не влияет на продукцию грелина. К тому же, различные гипоталамически контролируемые функции (поддержание температуры тела, цикл сон-бодрствование, эмоциональные реакции, стресс, преиммунный и иммунный ответы) тесно связаны с этими регуляторными изменениями и накладывают на них свой отпечаток. Так, недосыпание сдвигает грелин-лептиновое равновесие в «грелиновую» сторону, затрудняя насыщение, преиммунный ответ подавляет аппетит (см. т. I, гл. 13,18).
Стоит представить себе всю многоконтурность и неоднозначность этих связей, чтобы понять, почему метаболизм здорового человека так устойчив при экстремальных колебаниях объема и радикальных изменениях характера поступающей пищи. Выше шла речь о мощных механизмах адаптации к голоданию. Основу дневного рациона эскимоса может составлять тюлений жир, у охотника банту — это кровь животных, а в бассейне озера Танганьика традиционный продукт — пирожки с прессованными печеными москитами, коренные бутанцы на высотах Гималаев поддерживают себя чаем с ячьим маслом. И в любом случае, даже на фоне экстремальных климатических условий, такие разные виды питания позволяют человеку сохранять здоровье, бодрость и работоспособность.
Оборотной стороной медали является большая устойчивость генетически обусловленных нарушений в системе массостата к лечению: если его общая установочная точка сдвинута, как при нервной анорексии и первичном ожирении, то многоконтурная защита превращается в фактор, затрудняющий коррекцию таких состояний. Так, например, у многих лиц с нервной анорексией концентрации грелина крайне высоки, но PYY и панкреатического полипептида — также повышены, парадоксально низкий уровень грелина и PYY и высокий лептина — сопровождает многие случаи первичного ожирения. При лечении гиперлипопротеидемий и ожирения методом экстракорпорального липидафереза получен парадоксальный эффект — булимия, связанная со снижением уровня лептина (Г.К. Ляйтнер и соавт., 2000).
Резистентность тех или иных центральных и периферических структур к этим сигналам может извратить работу всей этой мощной системы. Поэтому терапия заболеваний с недостаточной, либо избыточной массой тела, включая голодание, нервную анорексию-булимию и ожирение, должна быть комплексной, поэтапной и осторожной.
Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 251;