Основы многослойного тонирования

Цветные карандаши так универсальны и просты в обращении, что позволяют использовать любую технику рисования, отвечающую вашему темпераменту и вашим потребностям. Однако большинство художников пользуются техникой так называемого многослойного тонирования. При тонировании карандашные штрихи накладываются плотно, образуя сплошные участки цвета. Многослойное — подразумевает наложение друг на друга нескольких полупрозрачных слоев тона.

ТОНИРОВАНИЕ. Тонирование цветом может выглядеть по-разному. У каждого художника есть своя манера держать карандаш и работать им, что выражается в более небрежном или более строгом наложении красок. Другие факторы — это степень остроты карандаша, степень гладкости бумаги, постоянство или неравномерность нажима. На конечный результат может повлиять даже скорость, с которой вы накладываете тон.

Законченный карандашный рисунок обычно содержит разные тональные эффекты. Например, здесь участок А закрашен тупым карандашом; участок Б закрашен острым карандашом, что уменьшило просветы бумаги и увеличило насыщенность тона; на участке В тон наложен так, чтобы создавалось впечатление неровности поверхности — фактура придает рисунку правдоподобность и жизненность.

МНОГОСЛОЙНОСТЬ. Для прокладки цветов несколькими слоями могут быть четыре основные причины:
- Чтобы приглушить природную яркость или остроту отдельных пигментов;
- Чтобы смешивать и получать новые цвета, отвечающие вашим потребностям;
- Чтобы модулировать цвет, варьировать оттенки и с их помощью придавать цветовым участкам объем, сложность и богатство;
- Чтобы создавать и менять фактуру изображаемых поверхностей.

Именно благодаря наложению нескольких полупрозрачных слоев в рисунке возникают тонкие переходы тонов и цветовые нюансы. В большинстве случаев эффект выразительности достигается с помощью двух-трех слоев. Большее их количество часто приводит к появлению слишком глухих тонов, да и работа эта требует слишком много времени.

Чернота кошки на этом тональном рисунке была достигнута не черным карандашом, а последовательной прокладкой трех иных цветов: тосканского красного (907), синего индиго (901) и темно-пурпурного (931). При рисовании карандашом только одного цвета можно было бы варьировать лишь тон (делать светлее или темнее), а использование трех разных цветов для создания черного позволяет наряду с тоном менять яркость и интенсивность цвета, как и сам цветовой тон, придавая гораздо большую выразительность рисунку.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ РИСУНОК. Художники при прокладке тонов должны выбрать один из двух путей: показывать на рисунке фактуру или нет. Здесь под фактурой понимаются проблески белых крапинок бумажной основы, которые появляются естественным образом, когда цветной карандаш наносится с переменным нажимом на бумагу средней шероховатости. Этот путь подразумевает тонкое варьирование цветов путем наложения слоев, используя присущую карандашному пигменту полупрозрачность.

Другой путь (демонстрируемый на с. 24—25) часто избирают иллюстраторы. Тона наносятся столь густо, что не видно никаких следов шероховатости бумаги. Этот метод обеспечивает особую силу и насыщенность тонов, и рисунок уподобляется живописи непрозрачными красками.

Этап 1. Графитовым карандашом НВ я задала контуры красных анжуйских груш и бейсбольного мяча в прямоугольной рамке. (Здесь графитовые линии показаны жирнее, чем следует, для улучшения качества фотовоспроизведения в книге. Контурные линии должны быть едва заметными, и тогда их даже не понадобится стирать — разве что на очень светлых участках.)

Цветной карандаш выполняет две основные функции: рисование и наложение тона. Иногда мы используем эти функции одновременно, иногда — по отдельности. В данном случае все цвета: синий (903) — фон, красный мак (922) — поверхность груш и желтая охра — тени, были проложены очень свободно, почти небрежно, то есть мы нанесли некоторое количество красок, но основные формы пока не рисовали.

Этап 2. Начиная моделировать закругленную форму фруктов, нанесем темно-пурпурный (931) цвет первым слоем на дальнюю грушу и вторым — на две передние. Особенность наложения светотени здесь является примером одновременного рисования и раскрашивания. Тем же темнопурпурным были слегка обозначены падающие тени под грушами.

Для шнуровки бейсбольного мяча я использовала розовый цвет (929); дырочки и шов были прорисованы графитовым карандашом. Графитовый карандаш хорошо сохраняет остроту заточки и незаменим при изображении крошечных деталей. Обратите внимание, как с помощью только одной шнуровки удается передать сферическую форму мяча. На грушах ту же функцию моделирования объема выполняет светотень.

Поверх синего фона я нанесла довольно небрежный слой шартреза (989). Эта часть негативного пространства должна иметь расплывчатый и неопределенный вид, и потому шартрез накладывался с изменением тона. Поверхность стола, напротив, должна восприниматься сплошной и твердой, поэтому краски на нее нужно наносить более равномерно. Очень насыщенный испанский оранжевый (1003) цвет стола был нанесен более аккуратно, чем шартрез, почти без белых просветов бумаги.

Этап 3. Пришло время для большего богатства красок накладывать комбинированные красочные слои — чтобы каждая груша выражала свою индивидуальность, чтобы они не были некоего общего “грушевого” цвета. С этой целью на все три груши, но в разных пропорциях, были нанесены красный мак (922) и тосканский красный (937). Задняя груша получила лишь очень легкий слой обеих красок, оставаясь поэтому холодной и уходя еще больше назад от глаза зрителя. Для изображения фактуры шероховатой кожицы некоторые участки груш я проработала точками испанским оранжевым (1003), а чтобы лучше выделить левую грушу, усилила ее дальний край попугаичьим зеленым (1006 ).
На задний план я нанесла третий и последний слой попугаичьего зеленого, позволяя кое-где проглядывать отдельным карандашным штрихам.
На столешнице же более тщательно заостренным карандашом наложен и хорошо растушеван золотистый цвет (1034), сливающийся с нижним слоем испанского оранжевого. Обратите внимание, что дальний край стола остается незакрашенным.
Для уточнения и частичного осветления темно-пурпурных теней я использовала пластичную резинку. Затем появился золотистый — не третьим слоем, а лишь густо закрашивающий остававшиеся просветы белой бумаги в участках тени. Если бы я просто наложила золотистый слой поверх пурпурного, тени получились бы слишком темными.

Этап 4. При работе цветными карандашами последний этап заключается не в прокладке тонов, а в прорисовке дополнительных деталей и уточнении светотени. Шнуровка бейсбольного мяча, например, тщательнее дорабатывалась розовым (929) и графитовым карандашами, а на его видавшую виды поверхность пятнами был нанесен бронзовый цвет (1028).

Для усиления ощущения округлости собственные и падающие тени мяча, особенно находящиеся под ним, я затушевала комбинацией синего индиго (901) и черного цвета (935). Обратите внимание, что черный карандаш дает черный цвет только при максимальном нажиме, а если нажим ослабить, получается серый тон.

Белая полоска за мячом и грушами оставлена для добавления цвета, который бы одновременно служил акцентом и был достаточно холодным, чтобы обозначить дальний край стола. Здесь я использовала розовый (929), который выглядит более интенсивным и в то же время более холодным, чем прилегающий к нему золотистый, наложенный поверх испанского оранжевого.

 





Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 281;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.009 сек.