Языки словесные и «язык» изобразительный

На титульном листе этой книги употреблено слово язык, но не в обычном, а в расширительном смысле. Поэтому нужно объяснить его.

Речь будет идти о «языках» живописи и скульптуры, рисунка и фотографии — одним словом, различных форм и видов изобразительного искусства, о языке изображений.

Разговаривая, читая, размышляя, мы пользуемся языком в узком и точном смысле этого слова, языком словесным. Это система знаков, выработанная человеческим обществом как средство общения. Таких языков множество, и одни и те же смыслы передаются в них разными знаками. Слова с общим значением по-русски, по-китайски, по-английски звучат непохоже. Да и способы соединения и взаимодействия этих слов — грамматика, синтаксис у этих языков совершенно разные. Чтобы пользоваться языком, ему нужно научиться. Ребенок осваивает родной язык — тот, на котором говорят в его семье, его обществе — в первые годы своей жизни. В дальнейшем он уже пользуется им не задумываясь, как привычным орудием. Но вот он встречается с языком чужим, иностранным, и все нужно начинать заново, изучать этот язык с самого начала.

С изображением дело обстоит иначе. На первый взгляд — совершенно наоборот. Нарисованная на бумаге птичка или цветок одинаково понятны людям, говорящим на разных языках. Мы просто узнаем их — как узнаем реальные предметы в действительности. Рисунок обладает свойством наглядности: он пользуется не условными знаками вещей, но прямыми отображениями их формы. Тем не менее изображения тоже можно считать своеобразными знаками: не являясь самими вещами, они их представляют, обозначают. Такого рода изобразительные знаки называются иконическими, от греческого слова «ейкон» — изображение.

И коническими знаками пользуется не только искусство. С их помощью можно передавать сообщения различного рода.

Так, самой ранней формой письма, еще не связанной с определенным словесным текстом, были рассказы в картинках, пиктография. Использовались подобные знаки-изображения и позднее, например, в старинных вывесках без слов, адресованных часто людям неграмотным. Да и в современной городской жизни используется множество рисунков-указателей, обычно очень схематичных, но понятных любому. И письменная речь начиналась со знаков-картинок, обозначавших определенные слова: таковы древнеегипетские иероглифы. Лишь позднее, под воздействием быстрого письма, они свою изобразительность потеряли.

Однако изобразительное искусство использует иконические знаки совсем иначе, чем письменность. Они здесь не переводятся в слова и не извлекаются из тех жизненных ситуаций, в которых существуют представляемые ими предметы. Это искусство создает целостные картины — не называет, не описывает, а зримо показывает нам их. И тем не менее мы имеем право утверждать, что у изобразительного искусства тоже есть свой язык, система знаков, позволяющая художнику обращаться к зрителю, сообщать ему свои представления, мысли, чувства — богатое, хотя и не в словах выраженное содержание.

В последние годы все заметнее становится общественная потребность в произведениях эмоционально насыщенных, одухотворенных. Но в области изобразительных искусств она нередко удовлетворяется весьма грубыми поделками, доступными невзыскательному вкусу. Подлинные богатства живого современного искусства пока еще не востребованы обществом. Поверхностным остается и понимание классики. Вот почему открыть учащимся путь к подлинным ценностям изобразительного — не словесного по своей природе — искусства может и должно специальное введение в эту область.

Цель работы — представить художественное произведение — картину или статую, гравюру, рисунок — как целостную, сложно организованную структуру, где все элементы (а не только повествовательные) участвуют в воплощении художественного замысла, создавая ту или иную образную картину мира. В такой системе не может быть элементов «формальных», то есть самодельных или чисто технических, лишенных своего образного значения, безразличных к ее содержательной стороне. Расположение частей (композиция), способы передачи пространства и формы, характер рисунка и колорит, материалы и техника их обработки и использования — все это выразительные средства художника, особый язык, активные носители образного смысла. Как и всякий язык, он имеет свои законы, своего рода грамматику, изучение которой позволяет полнее и тоньше понимать произведение, глубже проникать в него.

 





Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 262;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.009 сек.