Материал для изготовления орнамента. Виды орнамента
Самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда представилась такая возможность. Какой использовать материал и где его взять? В настоящее время приобретение материала для резьбы не вызывает вопросов. В больших городах и в поселках существуют магазины по продаже лесоматериалов. А вот какую заготовку приобрести, это вопрос. Нельзя указать на конкретный сорт древесины, как самый лучший для начинающего резчика.
Бытует мнение, что липа — самый подходящий сорт древесины для начинающего резчика. Легкость резания липы, мягкость — являются отрицательными качествами для начинающего. Не имея практики в резьбе, можно поранить поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной. Липа требует очень острых инструментов из-за мягкости, ибо она не режется, а мнется. Липа хороша для резчика-профессионала, он быстро и без больших усилий придаст исходному материалу контуры будущей поделки. Сорт древесины для резчика имеет большое значение, светлая и однотонная древесина подойдет для портрета.
Береза, красная и черная ольха, осина — для тонкой, ажурной резьбы. Ель, сосна — для поделок с крупными элементами рисунка. Дуб, хвойные породы — для выявления сюжета и внесения в резьбу оригинальности. При выборе древесины учитывается твердость, свилеватость, способность легко колоться, устойчивость к влаге, короблению. Поэтому выбор сорта древесины должен обдумываться одновременно с сюжетом резьбы и технологией выполнения. Удачно выбрать древесину — это начало успеха в работе. Эстетическая ценность поделки — это качество ее выполнения.
В резьбе по дереву используют древесину мягких пород (осина, тополь, липа) и твердых (бук, клен, береза, дуб). Древесина должна быть без дефектов. Дефекты затрудняют резание древесины, портят общий вид изделия, в местах дефектов древесина чаще ломается, скалывается, трескается. Для качества резьбы имеет значение срез древесины, который получается при распиливании бревна на заготовки. Многие резчики предпочитают резать по прямослойной древесине радиальной распиловки т. к. такая древесина лучше обрабатывается и изделие со временем не коробится. Резьба на тангенцальном срезе получается красивой, благодаря текстуре древесины.
Оборудование, инструменты.В резьбе по дереву применяются как обычные столярные инструменты (пилы лобзики, струги, сверла), так и специальные: ножи-косячки, фигурные стамески, клюкарзы, церазики, уголки, рашпили, чеканы.
Нож-косячок — один из основных режущих инструментов, используется как в выполнении черновой работы (срезание древесины полным лезвием), так и в зачистке резьбы кончиком ножа. В зависимости от толщины полосы стали определяют и размер ножа. Желательно иметь несколько ножей разной формы кончика: от острого (30°) до закругленного.
Лезвие ножа должно быть очень острым, как у бритвы. Наточить и отшлифовать нож можно используя микрокорундовый брусок для правки. Полируют инструмент на войлочном круге с пастой ГОИ.
Резаки — основной инструмент для контурной и геометрической резьбы. Резак может быть широким или узким, в виде плоской стамески или сапожного ножа, всё зависит от того, с каким размером элементов рисунка вы будете работать.
Изготовить резак можно из ножовочного полотна для металла. Можно переточить в резак обычную плотничью стамеску. Резаками делают широкую прямоугольную канавку. Желательно иметь резак широкий — 30 мм.
Прямые стамескиприменяют для зачистки фона. Ширина полотна от 3 до 300 мм.
Полукруглые стамески — основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, ширина полотна от 3 до 25 мм.
Клюкарзы используют для глубокой резьбы и зачистки фона. Это такие же прямые или полукруглые стамески, но с изогнутым около режущего конца полотном, что позволяет с большим удобством выполнять резьбу некоторых фигурных поверхностей. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе.
Церазики служат для прорезки канавок, жилок, рельефно-вогнутых линий — такая же полукруглая стамеска, только маленьких размеров с высокими бортами.
Уголки применяют для прорезания жилок и канавок шириной от 5 до 15 мм. Могут быть в форме клюкарзы или с прямой шейкой.
Рашпили применяют для обработки поверхностей.
Чеканы — стальные стержни с рельефным узором на горце для выдавливания на древесине небольших углублений.
Разметочный инструмент. В качестве разметочного инструмента для перевода рисунка с бумаги на заготовку применяют: карандаши, чертилки, линейки, угольники, ярунок, маяки, циркуль, транспортир, кальку, копировальную бумагу.
Прочий инструмент резчика: топор, ручная электродрель, цикля, стружок полукруглый, стружок плоский, киянка, кронциркуль, напильник, рифленка, шкурка, наждачная бумага.
Виды орнамента.Орнамент — это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Геометрический орнамент состоит из различных геометрических элементов (ромбов, звезд, квадратов, кругов и т. д.). Основа орнамента — строгое чередование геометрических элементов, употребляется с другими типами орнамента.
Растительный орнамент — в выпиливании по дереву самый распространенный. Популярными были и есть: виноградная лоза, тюльпан, лилия.
Каллиграфический орнамент — состоит из отдельных букв, пословиц. Данный орнамент характерен для искусства Японии. Декоративный эффект достигается в сочетании с растительным орнаментом.
Фантастический орнамент — изображения мифических существ, использовался в пропильной резьбе.
Животный орнамент — упрощенные изображения птиц, зверей; красиво сочетается с растительным орнаментом.
Геральдический орнамент — элементами орнамента могут быть оружие, знамена, маски, гербы и т. д.
Сетчатый орнамент (узор), заполняет всю поверхность изделия. Сетчатый орнамент состоит из пяти систем точек:
• квадратная — основа квадрат,
• треугольная — основа равносторонний треугольник,
• прямоугольная — основа прямоугольник,
• ромбическая — основа ромб,
• параллелограммовидная — основа параллелограмм с разным наклоном ячеек (влево, вправо).
Мотив — главная часть орнамента, может состоять из одной простой фигуры, или из нескольких. Рисунки мотивов могут быть самые разнообразные, но в композиции орнамента повторение орнамента обязательно.
Раппорт — повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, лежит в основе построения орнаментальных полос и сетчатых орнаментов.
Пропорция — соотношение нескольких элементов орнамента (рисунка и фона, размера и мотива).
Ритм — повторение и чередование элементов орнамента (ритм соблюдается в наклоне, повороте элементов орнамента).
Закон трехкомпонентности имеет важное значение при выпиливании лобзиком. Разнообразие орнамента и его сложность показывается тремя различными признаками: размерами орнамента, его поворотами, интервалами между мотивами.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 305;