Тектоника жилых домов

Для создания выразительности внешнего облика жилого дома большое значение имеет тектоника. В первую очередь она отражает степень устойчивости конструкций под действием силы тяжести. Поэтому следует разграничивать несущие, поддерживающие и несомые элементы, а также ограждающие поверхности. В зависимости от замысла они могут быть (по производимому ими впечатлению) «тяжёлыми» или «лёгкими», «массивными» или «пространственными», «статичными» или «динамичными». Например, крыша статической формы, окрашенная в «тяжёлые» тона, ассоциируется с понятием «кровля». Если она покоится на массивных по пропорциям и членениям стенах, то впечатление устойчивости усиливается. Острая же асимметричная крыша, окрашенная в светлые, лёгкие тона со слабо выявленной границей со стеной, производит общее впечатление неустойчивости. Таким образом, наряду с тектоникой целого образуется тектоника частей и деталей здания.

В общем виде можно выделить три варианта художественного освоения конструкций: конструктивная тектоника — непосредственное отражение конструктивной структуры, например каркаса деревянной веранды, состоящего из несущих вертикальных стоек, горизонтальных обвязок и перемычек и заполненного ограждающими элементами — остеклением и зашивками; художественная тектоника — художественное отражение принципиальных особенностей работы конструкции, например приёмы, подчёркивающие устойчивость каменной стены, напряжения в ней, нарастающие к низу под действием силы тяжести, расшивка «под кладку» цоколя, небольшие окна в нижней части стены и более крупные в верхней с лёгким обрамлением вокруг них, «напряжённые» вертикальные пилястры по углам и в простенках и декоративные перемычки над проёмами, а в дополнение к этому светлые лёгкие тона верхней части стены и более плотные, тяжёлые нижней её части и цоколя; ложная тектоника, или атектоника, — декоративные формы искажают представления о несущих способностях и напряжениях конструктивных элементов, например самостоятельная композиция из цветовых пятен и отделки, которая как бы накладывается на фасад. Характер общего тектонического решения от подчёркнутого реалистического до преувеличенно драматического связан с общими творческими установками автора и может касаться не только стен здания, но и других его элементов: крыш, опор и т.д.

Разнообразие применяемых в малоэтажном строительстве материалов — кирпича, монолитного бетона, деревянных рубленых, каркасно-обшивных и других конструкций — предопределяет различия в тектонике зданий, а также специфику применяемых архитектурно-художественных приёмов. Так, оштукатуривание стен открывает большие пластические возможности и позволяет скрыть реальные конструкции или имитировать другие материалы, то есть применять ложную тектонику. Выразительность отделки повышается за счёт пигментных добавок в штукатурный раствор или покраски поверхностей, а также различных каменных наполнителей, имитирующих природные материалы.

Оштукатуренные поверхности решаются в единой цветовой гамме — светлых пастельных тонах или белыми. Если при этом не используются природные материалы (камень, дерево), то к основной светлой окраске могут добавляться меньшие по площади участки с контрастной яркой окраской (кирпично-красная, ярко-оранжевая и т.д.).

Внешний вид кирпичных стен отличается чётким ритмом швов, а применение лицевого кирпича, особенно фигурного, позволяет получать богатую пластику стены, демонстрируя не только большой выбор приёмов, но и возможность решать задачи тектоники здания в целом (рис. 49, 50).

Рис. 49. Тектоника кирпичного здания: 1 – 3 – пояски; 4 – 9 – карнизы.

Рис. 50. Тектоника кирпичного здания: обрамление оконного проёма (а, б — кирпичное с железобетонной перемычкой, в — силикатным кирпичом).

Естественный цвет керамического кирпича, тщательно выполненные швы и их рисунок сами по себе обладают большой выразительностью, позволяют оставлять достаточно большие поверхности кладки без дополнительных деталей и украшений. Использование монолитного бетона даёт возможность получать разнообразные по форме поверхности (в том числе криволинейные), отпечатывать на них текстуру материала опалубки (например, волокна древесины неструганных досок), создавать различные рельефы с помощью матриц и т.д.

Деревянные рубленые стены, имеющие активный горизонтальный ритм брёвен сруба, предполагают применение архитектурных деталей (обрамления дверных и оконных проёмов, углов и т.д.) крупной формы и выразительного рисунка. Народное зодчество выработало богатое разнообразие приёмов архитектурного убранства рубленых домов. Дополнительный декоративный эффект создаёт текстура древесины брёвен. Поэтому хорошее впечатление производит покрытие их бесцветным лаком, а в случае покраски — применение тонирующих, полупрозрачных красок в естественной для древесины тёплой цветовой гамме.

Дома со стенами, обшиваемыми доской (щитовые, каркасно-обшивные, из круглого леса), в настоящее время являются одним из наиболее массовых элементов малоэтажной застройки (рис. 51).

Рис. 51. Тектоника дощатых обшивных стен: а — виды дощатой обшивки; б - подшивные доски; в — сочетание дощатых фронтонов с каменными стенами.

Для обшивных стен характерно плоскостное решение, при котором пластический рисунок достигается в основном за счёт швов, профилировки досок, обрамлений, проёмов, слезников, отделки деталей с помощью пропильной и рельефной резьбы. Подобное оформление может быть очень разнообразным и выразительным, поскольку дерево исключительно хорошо поддаётся обработке. Особенностью обшивных стен является общее впечатление от их «лёгкости», связанное с характером используемого материала, и как следствие этого — возможность применения широкой гаммы красок: ярких или приглушённых, светлых или насыщенных, а если естественная текстура и цвет древесины отличаются хорошими декоративными качествами, то её покрытие бесцветным лаком даёт прекрасный эффект. Дощатые конструкции при умелом использовании хорошо сочетаются с кирпичными, оштукатуренными и бетонными элементами.

Объёмно-пространственное и тектоническое решение крыш (рис. 52) с наклонными, зрительно работающими на распор скатами играет значительную роль в формировании облика жилого дома.

Рис. 52. Тектоника крыш: а — зрительное погашение распора скатов; 6 — развитая форма вальмовой крыши; в — объединение крыш, смещённых на пол уровня; г — сопряжение крыш пристроенного и основного объёма.

Распор может быть зрительно «погашён» за счёт карнизов или поясков, напоминающих нижнюю растяжку в фермах. Если здание состоит из двух или нескольких объёмов, то различные ракурсы плоскостей крыш, их взаимное пересечение обогащает выразительность формы, придаёт ей внутреннюю напряжённость. При простой прямоугольной форме и при больших размерах боковые скаты крыши имеют маловыразительный вид. Разнообразие формы достигается за счёт применения вальм (треугольных скатов), полувальм (скат не доходит до карниза), устройства шатровых крыш, слуховых окон различной конфигурации.

Смещение односкатных фронтонов примыкающих друг к другу объёмов по вертикали приводит к нарушению общего зрительного равновесия. Для создания целостного впечатления необходимо придать крышам взаимосвязанную и объединяющую их конфигурацию. Например, если скат крыши пристройки опирается на скат крыши основного объёма, создаётся общее впечатление надлома силуэта и его неустойчивости. Лучше воспринимается крыша пристройки, опирающаяся на стену основного объёма или являющаяся продолжением ската его крыши.

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 324;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.01 сек.