Вирус гепатита дэльта. Вирус гепатита С
Этот вирус еще более удивителен, чем HBV. Вирус гепатита является дефектным. Иногда его даже называют «паразитом вируса гепатита В». Это обусловлено тем, что вирус дэльта может воспроизводиться только теми клетками, в которых осуществляется репродукция HBV, выступающего в качестве «помощника».
Чтобы понять, почему так происходит, следует в первую очередь рассмотреть строение вируса дэльта.
Вирус гепатита является РНК-овым, содержащим минус-цепь РНК, замкнутую в кольцо. Эта небольшая РНК кодирует лишь один белок - дэльта-антиген. РНК вируса вместе с дэльта-антигеном формируют вирионы (нуклеокапсиды), которые могут выйти из клетки только в том случае, если в клетке синтезируется HBsAg. Но информация о синтезе этого антигена есть только у вируса гепатита В. Если в клетке есть HBV и синтезируется HBsAg, то нуклеокапсиды вируса дэльта подходят к мембране клетки и, «одеваясь» в суперкапсиду с HBsAg, отпочковываются от клетки.
Наличие в организме одновременно вирусов гепатита В в значительной степени утяжеляет течение болезни и делает более пессимистическим прогноз. Почему? Возможно, это связано с тем, что, по некоторым данным, дэльта-антиген оказывает цитопатическое действие в отличие от антигенов вируса гепатита В.
Однако, другой вопрос: “Как получается, что человек заражается двумя разными вирусами”, - представляется более важным и продуктивным с точки зрения познания тонкостей патогенеза вирусных болезней.
Вполне возможно, что большинство вирусологов и инфекционистов считает, что сочетание вирусов гепатита В является результатом повторного заражения вирусом дэльта после первоначального заражения вирусом В. Есть три аргумента, которые могут свидетельствовать в пользу такого аргумента.
Во-первых, гепатит распространен в тех же регионах, где есть гепатит В, Во-вторых, способы заражения вирусом дэльта те же самые, что и вирусом гепатита В: инъекции, хирургические вмешательства, сексуальный контакт и т.д.
В-третьих, проведенные в США генетические исследования гомологичности РНК вируса дэльта и ДНК вируса гепатита В не выявили какой-либо комплементарности этих геномов. Этот факт, как полагают, свидетельствует о том, что вирус гепатита В и вирус дэльта - разные вирусы.
Сомнения в справедливость этих аргументов вносит то, что «одеты» они в один и тот же белок суперкапсиды - HBsAg.
В связи с этим могут возникнуть и другие предположения о связи вирусов дэльта и гепатита В.
Распространение гепатита Вив одних и тех же регионах и одинаковые способы заражения можно расценивать не как возможность последовательного инфицирования двумя вирусами, а как возможную связь этих вирусов между собой.
В самом деле, ведь это надо, чтобы в жизни так фатально не повезло, когда после заражения одним «не слабым» вирусом получаешь еще и другой, похлеще первого.
В то же время и третий аргумент,- отсутствие генетического родства вирусов дэльта и В - можно подвергнуть определенному сомнению. Очень важно знать, с какой ДНК вируса гепатита В проводили гибридизацию РНК вируса дэльта,- с полной двухцепочечной, формирующейся в клетке, или с «полуторной», входящей в состав вириона гепатита В. Какое это имеет значение: «полная или неполная» была ДНК?
Можно предположить, что при каких-то особых условиях, складывающихся в процессе репродукции вируса гепатита В в клетке, происходит «незапланированный» синтез РНК на «достроенном» участке плюс-цепи ДНК вируса. Такая РНК не будет гомологична вирусной «полуторной» ДНК. В то же время участие этой «незапланированной» РНК в процессе трансляции может привести к появлению в клетке нового белка, не характерного для вируса гепатита В. Может быть, это и будет дэльта- антиген. В комплексе с "«незапланированной" РНК он формирует нуклеокапсиду, которая может выйти из клетки только при наличии HBsAg в ее мембране.
Таким образом, смысл высказанной гипотезы заключается в том, что появление вируса дэльта в организме больного гепатитом В является результатом не дополнительного заражения, а искажением процесса репродукции вируса гепатита В под действием на клетку каких-то внешних для нее факторов (антител, гормонов, цитокинов и т.д.). Если эту мысль выразить короче, то получается: вирус дэльта не приходит извне, а формируется в организме.
Правда, больному от этого не легче. Вместе с тем, если гипотеза справедлива, то появление вируса дэльта должно настраивать врача не на поиски источника заражения, а на глубокое изучение процессов в организме, приводящих к таким последствиям. В конечном счете - к предотвращению развития таких процессов.
Акцент на вирусе гепатита В обусловлен широким распространением этого возбудителя, тяжестью заболевания и его последствий. В то же время на модели этого возбудителя читатель знакомится с самыми современными способами создания эффективных вакцин.
Разумеется, вирус гепатита В - не единственный возбудитель вирусных гепатитов. Есть еще А, С, D, Е, G, TTV и F.
Вирус гепатита С. Вирус гепатита С (HCV) открыт в 1989 году. Он содержит однонитевую +РНК. Имеет суперкапсид. Размер вируса 80нм. Передается парентеральным и половым путями. Отличительная особенность этого вируса - это способность к длительной персистенции в организме, что обуславливает высокий уровень хронизации инфекции: 50-80% случаев. Механизм неэффективной элиминации (удаления) вируса изучен недостаточно.
Основное значение придается изменчивости вируса с образованием множества одновременно существующих, иммунологически различающихся антигенных вариантов - квазиразновидностей, которые обладают значительными возможностями адаптации и ухода от иммунного надзора.
Квазиразновидности HCV имеют важное биологическое значение: их гетерогенность может определять тяжесть течения гепатита. Формирование интерферонрезистентных квазиразновидностей обуславливает неэффективность противовирусной терапии.
Гетерогенность генотипов создает трудности при разработке диагностических тестсистем и профилактических вакцин.
В настоящее время известно 6 основных генотипов HCV и более 80 субтипов.
Вируснейтрализующие антитела высоко специфичны и не способны нейтрализовать вновь появляющиеся вирусные варианты. Поэтому возможно повторное инфицирование.
Низкий уровень виремии способствует недостаточной стимуляции иммунного ответа.
Патогенез: имеет место прямой цитопатический эффект вируса и вызванные им иммунологические реакции, обуславливающие повреждение печени и других органов и тканей. Наблюдается репликация вируса вне печени — в тканях лимфоидного и нелимфоидного происхождения. Репродукция вируса в лимфоцитах приводит к нарушению их иммунологических функций.
Инкубационный период продолжается от 6-8 до 26 недель. Острая инфекция диагностируется редко, протекает в безжелтушной форме (95%).
В большинстве случаев хроническая инфекция протекает бессимптомно, в том числе при наличии цирроза печени.
У 25% больных с хроническим гепатитом С цирроз развивается в сроки от 5 до 10 лет наблюдения. От момента заражения до первых клинических симптомов хронического гепатита проходит длительный срок - 10-18 лет. Признаки цирроза печени появляются на 20-21 год заболевания.
Гепатоцеллюлярная карцинома диагностируется через 23-29 лет от начала инфекции. Эволюция хронического гепатита С в цирроз происходит в 17 раз быстрее у лиц старше 50 лет по сравнению с молодыми.
Процессы, развивающиеся в печени, проходят в следующей последовательности: острый вирусный гепатит - хронический гепатит - цирроз - рак печени.
Риск развития гепатоцеллюлярной карциномы при HCV в 3 раза выше, чем при гепатите В. Особому риску подвергаются мужчин старше 60 лет в связи с низким уровнем виремии.
у 40-45% больных на ряду с печеночными явлениями наблюдаются внепеченочные проявления: гломерулонефрит, поражение кожи, глаз, эндокринные нарушения, поражение мышц, суставов, нервов. Источник инфекции HCV — человек.
При лабораторной диагностике выявляют наличие антигена или противовирусных антител у пациентов, используя иммуноферментативный анализ, иммуноблотинг, ГИДР. Антиген вируса гепатита С выявляется в крови больных в серонегативный период, а антитела на поздних стадиях болезни.
Для диагностики острого гепатита С определяют наличие вирусной РНК, так как она появляется уже в первые 1-2 недели заболевания, в то время как антитела констатируются в среднем через 8 недель.
Для лечения используют а-интерферон, пэгинтерферон, рибаверин. Пэгинтерфероны получают путем присоединения к интерферонам инертного полимера полиэтиленгликоля, в результате чего уменьшается почечный клиренс. Хорошие результаты дает сочетанное применение пэгинтерферона и рибаверина.
Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 261;