Традиции цветовой культуры различных эпох и народов
Символические значения цветов также вызывают у людей эмоциональные реакции. И здесь, конечно, больше субъективных факторов. То есть «окраска» или оценка эмоциональных ассоциаций (позитивные или негативные), вызванных символикой цвета, зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он вырос и живёт и др.
И тем не менее есть множество символических значений цветов, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Символика цвета уходит своими корнями в глубь веков - в Древний мир. Интереснейшие сведения по этому вопросу приводят в своих книгах Л.Н. Миронова, М.О. Сурина, Л. Айсмен. Решение цветовых проблем, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области. Именно его мы сейчас и рассмотрим.
Примитивные культуры. Поскольку для древнего первобытного человека характерно было мифологическое мышление, то цвет исполнял роль «слова», обеспечивающего возможность его общения с богами. Цвет и краска были средствами коммуникации не только между людьми, но и являлись магически заклинательными средствами, связью между человеком и богами. Основная палитра применявшихся в магических целях красок - красный, белый, чёрный. Каждому цвету придавалось определённое смысловое значение и магическая сила. Красный цвет олицетворял - огонь, тепло, солнце, кровь, жизнь. Как символ огня, он помогал бороться за жизнь.
Так, например, новорождённых у многих африканских народов красили красной краской полностью или надевали на руку красную повязку для того, чтобы красный цвет помогал им бороться с болезнями и злыми силами. (Красную повязку до сих пор многие родители и в Африке, и у нас надевают на ручку малыша для защиты от «сглаза».) Красный был символом защиты и для взрослых: воины раскрашивались в красный, одевали красные амулеты. Такая окраска возбуждала собственную активность и устрашала врагов. Особенно хорошо до сих пор это видно в традиционных нарядах аборигенов Австралии, североамериканских индейцев. Для вождей, жрецов, богов красный цвет был главным цветом в одеянии и их изображении.
Не менее почётное место в культуре первобытных народов принадлежит белому цвету. Он символизировал такие важнейшие для человека понятия, как дневной свет, молоко матери, вода. Всё это несло жизнь, исцеление, очищение. Поэтому белый цвет соотносили с добром, благом, добрыми духами, святостью. Самая широкая сфера, где использовался этот цвет, - это религиозные и магические обряды. Шаманы, колдуны одевались, в основном, в белые одежды, когда совершали обряды, связывающие их с высшими силами - богами, духами предков.
В похоронных обрядах у многих примитивных народов применялся белый цвет. Покойников укутывали в белый саван, так как считалось, что тем самым они приобщались к потусторонней божественной силе. Родственники, в силу связи с покойником, тоже были в белом. Сегодня в Европе родственники покойного одеты в чёрное, а вот покойников, особенно в сельской местности, хоронят в белой обуви и покрывают белой тканью. Женщины многих племён, когда их мужчины уходили воевать, надевали белые одежды, призывая тем самым светлых духов, богов помогать воинам.
Чёрный цвет уже в те далёкие времена противостоял позитивным цветам - красному и белому. Как правило, связывался с темнотой, ночью, злом, смертью. Но уже тогда появляются взгляды на двойственное значение чёрного цвета. То есть что он, как и всё в этом мире, может носить и негативный характер, и позитивный. Так, например, у африканского народа ндембу чёрный - цвет любви и брака, так как он ассоциируется с ночью и темнотой, благоприятной для брачных дел. В мифологии многих народов отчётливо выражена параллель между браком и смертью.
Схождение с женщиной приравнивается к погружению в преисподнюю, то есть сравнивается со смертью, после которой, однако, следует новое рождение. Поэтому нетрудно понять связь между брачными обрядами и чёрным цветом. (И не удивительно слышать ответ, пусть сказанный и с юмором, на вопрос: «Почему современные женихи, в основном в черных костюмах?», что это - «символ траура по беспечной холостой жизни»).
Конечно, из сказанного не следует, что примитивные народы не применяли (или, как высказывают предположение некоторые исследователи, не видели) других цветов: синего, зелёного... Они не применяли их столь же широко как магически-заклинательные средства, поняв или «услышав» свыше, что большей силой для этих средств обладают именно три цвета - красный, белый, чёрный. А что касается их видения, то, конечно, были и до сих пор есть некоторые племена аборигенов в Австралии, где все цвета для них делятся исключительно на светлые и тёмные. (Как им, наверное, легко и просто жить?!). А вот аборигены архипелага Бисмарка обладают феноменальным цветовым зрением, которому могут позавидовать современные колористы. Так, например, они различают следующие оттенки чёрного: коткот - это блестящий чёрный цвет ворона; ликутан - просто тёмный до темноты; товоро - это чёрный цвет обугленного ореха мучного дерева; лулута - чёрная грязь болот в зарослях манговых деревьев; ден - чёрная краска, полученная от сожжения смолы канареечного дерева; утур - это цвет обугленных листьев бетеля... Ну как? Сравните с русским языком или английским, где единственное обозначение чёрного цвета - «чёрный», «black».
С красным цветом в русском языке побогаче - алый, кумачовый, червовый, багря-ный... У англичан и здесь очень лаконично - «red» и всё. (Уж не являются ли те, «примитивные» аборигены Австралии дальними родственниками англичан?).
Дата добавления: 2022-01-30; просмотров: 318;